Андрей Лаппо выступил с докладом на четвертой по счету конференции заинтересованных сторон Черноморского региона, которая состоялась в Батуми (АР Аджария).
- Ваш доклад на конференции был посвящен морскому пространственному планированию. Что это такое, и какую роль оно играет в контексте "синей экономики"?
Так же как и планирование на берегу, морское пространственное планирование – это организация пространства. Это основа для всей будущей деятельности. Как человеческой, а именно то, что мы чаще называем экономической, так и природоохранной. Морское пространственное планирование как раз обязано увязать интересы экономики с интересами сохранения природы для наших будущих поколений.
- Скажите, по Вашему мнению, на чем именно должна делать акцент Грузия, развивая морскую экономику? Туризм, рыболовство или транспортные перевозки?
Когда я приехал в солнечный Батуми из холодного Санкт-Петербурга, он мне показался настоящим раем. А что хочется увидеть в райском приморском городке? Парус на горизонте. Ну это, конечно, образно говоря.
У приморского центра одним из основных направлений должен быть морской — яхтной или круизный туризм. Ни одного, ни второго я тут не встретил, так же, как и интенсивного движения грузового флота. Поэтому нужно развивать порт, как в плане грузовых перевозок, так и пассажирских.
- На конференции обсуждался не только черноморский бассейн, но также немало внимания было уделено Балтике. В частности, Вы в своем выступлении сказали, что мы многому можем поучиться у стран Балтийского побережья. Поясните, чему именно?
Начнем с того, что это сравнительно небольшие морские бассейны с ограниченным числом стран, которые эти бассейны окружают. Существенное различие – это климат, поэтому развивать туристическое направление на Черном море намного комфортнее. Но Балтика, в некотором роде, идет впереди. Основные политические конфликты там были разрешены еще после второй мировой войны, сейчас там возникают конфликты чисто технического характера, от них никуда не денешься. В Черном море в свете разных политических причин пока не дошли до консенсуса.
Но я, как эксперт в области пространственного планирования территорий акваторий, понимаю, что все политические проблемы – это временно, а использование акваторий людьми, которые населяют побережья – это вечно. Наша задача – независимо от политической ситуации, которая складывается на той или иной территории, обеспечить рациональное использование пространств. И делать это нужно так, чтобы экология оставалась в хорошем состоянии, по возможности улучшалась, а также у людей была возможность комфортно жить и зарабатывать деньги. И в этом плане странам черноморского побережья нужно ориентироваться на балтийскую модель ведения "синей экономики".
- В своем выступлении вы отметили – у моря есть две стороны, положительная и отрицательная. Уточните, в чем это проявляется?
В древние времена море разъединяло людей – дошел до берега, а дальше конец света. Только отважные мореплаватели отправлялись в путь по воде, и далеко не всегда они возвращались. Тогда море разъединяло. Потом на земле стало тесно, начал развиваться флот, пошло освоение новых территорий, где каждый стремился забрать себе кусочек получше. Так начались войны. В какой-то момент пришло осознание, что эта бойня ничего хорошего не даст и что море должно не разъединять, а объединять людей. Именно тогда начали развивать экономическую и коммуникационную деятельность, которая на сегодняшний день является положительной стороной.
Что же сказать о негативной? Происходит перемещение загрязнений. В одном месте грязь сливается в воду, а в другом – гибнет рыба и портится берег. Использование моря для транспортных нужд приводит к дополнительным последствиям: во-первых, увеличивается риск аварий с соответствующими выбросами топлива в открытое море, во-вторых, просто дым из трубы – существенный загрязнитель атмосферы, которую мы привыкли считать чистой. В Балтике уже принято решение по переходу на чистые виды топлива. Думаю, что со временем во всем мире будет так и природа будет подвергаться меньшим рискам, чем сейчас.