Сегодня — это основной инструмент государства в борьбе с бедностью.
В течение долгого времени, вплоть до 2015 года, данная система не пересматривалась. Сейчас оценочная система по присвоению рейтинговых баллов социально незащищенным гражданам работает по новой формуле, однако борьба с бедностью остается в стране одним из самых серьезных вызовов.
Директор неправительственной организации "Партнерство для социального благополучия" Гия Какачия в беседе со Sputnik Грузия рассказал о том, как страна борется с бедностью и какие механизмы могут положительно повлиять на данный процесс.
"У нас фрагментные подходы к социальной политике, как такового системного подхода не существует. На самом деле, в стране нет реальной картины того, сколько на самом деле нищих и сколько бедных", — сказал Какачия.
Порядка трети населения, а это где-то 1,5 миллиона человек, обратились к Агентству социального обслуживания для того, чтобы идентифицировать себя как социально незащищенных граждан Грузии. Определенная часть из них получила соответствующие баллы, им назначили соцпомощь, но нет отдельного определения, являются ли они нищими или бедными, пояснил Какачия, добавив, что важно на законодательном уровне определить статус бездомного и уточнить, как именно им будет помогать государство.
"С одной стороны правительство говорит, что прожиточный минимум это 169 лари (порядка 70 долларов), а с другой стороны, людям, получающим самые низкие рейтинговые баллы, назначает ежемесячную помощь в размере 60 лари (порядка 25 долларов). Получается нечто алогичное. Если государство признает какой-то стандарт о прожиточном минимуме, то почему дает этим людям только 60 лари. Нет взаимосвязи", — подчеркнул Какачия.
Система социальной защиты может быть разной, рассказал эксперт. Однако на сегодняшний день в Грузии вопросы социально незащищенных касаются не только государственной системы, но и местных районных администраций.
В связи этим, по словам Какачия, люди часто сталкиваются с дискриминацией, потому что те районные администрации, у которых есть средства, выделяют соцнезащищенным дополнительную одноразовую финансовую или другую помощь, а другие — с более низким бюджетом — нет.
Главная проблема, по мнению эксперта, заключается в отсутствии системного подхода. Важно все определить и конкретно установить, как помогает социально незащищенным людям центральная власть и как помогают районные администрации. Функции должны быть четко распределены, уверен Какачия.
"Вот в некоторых регионах многодетными называют семьи с тремя детьми, а в некоторых с пятью. Если все это не будет иметь системный подход, мы реально не сможем бороться с бедностью", — отметил Какачия.
Директор НПО "Партнерство для социального благополучия" вспомнил, что когда изменилась социальная система, то тогда вместе со Всемирным банком было принято решение разработать такую программу, которая будет направлена на то, чтобы социально незащищенные люди не умерли от голода.
Изначально социальная программа была направлена на это, а не на то, чтобы бороться с бедностью. Это минимальная помощь, которая не может вывести человека из бедности, сказал Какачия.
"Денежная помощь никогда не сможет спасти человека от бедности. Мы постоянно должны стараться вести какую-то активную политику. Рассматривать социальную политику в плане денежной помощи изначально уже неправильно. Потому что, если не подключить и другие действенные мероприятия, ничего не получится, а действенные мероприятия – это трудоустройство. Без формирования трудоустройства победить бедность не удастся ни в одной стране", — подчеркнул Какачия.
Эксперт напомнил и о последнем исследовании Детского фонда ООН (UNICEF), согласно которому каждый пятый ребенок в Грузии голодает. По словам Какачия, эти данные государство фактически признало потому, что в сегодняшней базе данных Минздрава 47 тысяч детей в возрасте 0-6 лет и сто тысяч детей с 6 до 18 лет получают соцпомощь. Получается, что где-то треть базы социально незащищенных – это дети, а показатели UNICEF с этими данными практически совпадают.
"Безусловно, когда человек голодает, это несчастье, но, когда голодают дети — это прямо ударяет на наше будущее. В течение последних двух лет, после того как были обнародованы результаты исследования, и мы признали, что каждый пятый ребенок голодает, никаких действенных шагов принято не было. Это катастрофа нации, когда дети голодают", — сказал Какачия.
По его словам, есть много возможностей изменить положение. Например, создать и открыть по всей Грузии такие дневные центры, где детей из социально незащищенных семей, оставшихся без присмотра родителей, которые до ночи работают на рынке или в поле, будут минимум дважды в день кормить и оказывать им нужную помощь.
Что касается политики жилья для бездомных, то по словам Какачия, ее в Грузии никогда не было, а в законодательстве Грузии какое-то непонятное понятие бездомного. Более того, человек, на чье имя не оформлено жилье, считается бездомным.
"Согласно сегодняшнему законодательству, можно считать, что порядка 70% населения страны являются бездомными", — заявил Какачия, добавив, что нужно определить статус бездомного и предложить разные пакеты помощи.
Ни раздача квартир, уверен Какачия, ни выдача денег на аренду жилья не смогут решить проблему бездомности в стране.
"Если человеку дадут квартиру, но у него опять не будет какого-то перманентного дохода, есть большая вероятность того (были такие факты), что он опять продаст эту квартиру или заложит в банк, ситуация повторится, а проблема бездомности не сдвинется с мертвой точки", — сказал Какачия.
У государства должны быть механизмы защиты от подобных фактов. Покупка жилья бездомным или передача домов в собственность должна быть прикреплена к какому-нибудь доходу. Например, будет хорошо передать им дома с землями и помочь в их обработке, что сможет принести им доход.
По словам Какачия, говоря о бедности, мы приходим к выводу, что без регулярного дохода и трудоустройства рассчитывать на победу в войне с бедностью не стоит. Трудоустройство напрямую связано с инвестициями, но должна существовать как социальная политика, так и политика трудоустройства, пояснил Какачия.
Прямой функцией государства не является создание рабочих мест, одной из функций государства является содействие созданию рабочих мест с помощью создания благоприятной среды для привлечения инвестиции.
"Если мы не признаем, что у нас масштабная безработица, мы реально не сможем начать решение этих проблем… Это одно, когда государство дает денежную помощь соцнезащищенному, но если не включить другие элементы оказания помощи, то до 65 лет ему будут выдавать эту сумму, а потом переведут на пенсию. Получается, что государство всю жизнь содержит этих людей, причем по минимальным стандартам", — заключил Какачия.