Все-таки англичане люди крайне деловые. Вроде бы, строго придерживаются традиций, соблюдают условности и приличия. Но доходит до дела – тут же все в сторону. Не откладывая в долгий ящик, начинают действовать.
Железнодорожное расписание впервые в мире появилось на свет в Манчестере 25 октября 1839 года. Держу пари, придумай кто-то нечто подобное в Грузии, новшество наверняка бы приурочили к какой-нибудь круглой дате. Скорее всего, стали бы ездить по расписанию с 1 января. В худшем случае с начала какого-нибудь месяца. Мы ведь обожаем все мифологизировать!
Что касается того, чтобы не забегать вперед и не опаздывать – подобная скрупулезная точность абсолютно не соответствует нашему кавказскому темпераменту.
Тем не менее, жизнь приучила. Дала понять: какими бы мы ни были разгильдяями, если поезда, автобусы, трамваи, самолеты, пароходы – что там еще осталось? – передвигаются четко по расписанию, комфортней, прежде всего, нам самим…
Всплеск фантазии получает конкретное воплощение, когда общество до него дорастает. Идея танка или, скажем, вертолета, рожденная в голове гениального Леонардо да Винчи, наверняка его современникам казалась полным бредом.
Железнодорожное расписание этом смысле оказалось не только ко времени, но и к месту. Оно удачно "наложилось" на первые паровозы. И, возможно, потому появилось именно в Англии. Ведь те же немцы, как принято считать, не отстают от англичан по части пунктуальности и исполнительности. Не говоря уже о Китае, Японии, Корее.
Впрочем, на пятки швейцарцам упорно наступают китайцы, корейцы и транспортники Сингапура. Любопытно, что в Сингапуре нет собственной железнодорожной сети. Но здесь повсеместно в ходу крупные штрафы, которые не обошли и машинистов.
Штрафы, как подтверждает мой собственный опыт, эффективная, а, не исключено, и единственная действенная форма воспитания граждан. Ведь мы очень сильно досаждаем друг другу своей неорганизованностью и ложным пристрастием к свободолюбию. Несколько лет назад патруль оштрафовал меня по причине использования за рулем мобильного телефона. Сумма – не катастрофическая. Но было до слез обидно ее вносить. С тех пор я на ходу по мобильнику не разговариваю…
Читайте также: Грузинская железная дорога: прошлое и настоящее >>
В последние годы мы все чаще сталкиваемся с любопытным парадоксом. По мере развития современных компьютерных технологий, повышения скоростей и точности, все более критическое значение, в особенности на транспорте, приобретает, как ни странно, человеческий фактор. В том смысле, что с ростом надежности техники, возрастает удельный вес нарушений, связанных с людьми, которые ее эксплуатирует.
Это еще раз подчеркивает важность таких общих ко всему человечеству требований, как дисциплина, организованность, ответственность. Цена их неумолимо растет. И если мы хотим быть в передовых рядах, то должны корректировать свою традиционную ментальность.
Нет, нет, вовсе не отказываться от нее и от наших прекрасных традиций! Просто понимать, когда и что к месту. Когда не грех расслабиться. А когда лучше нудно и педантично придерживаться установленного распорядка.
Четкого расписания.
Придерживаться во благо нам самим.
Удачи вам!