ТБИЛИСИ, 8 ноя — Sputnik. Первые лица Грузии поздравили население с юбилеем великого писателя, общественного и политического деятеля, просветителя Ильи Чавчавадзе, со дня рождения которого прошло 180 лет.
Эту дату, решением правительства, в Грузии отмечают торжественно. Праздничные мероприятия в среду проходят во дворе дома-музея Ильи Чавчавадзе в Сагурамо и в его доме-музее в Кварели, а также в Тбилиси, в Национальной библиотеке парламента Грузии.
"Мероприятия проходят под слоганом "Илья – наша современность". Эти слова действительно отражают суть и масштаб этой великой национальной фигуры, поскольку не существует сегодня такой национальной проблемы, решение которой нельзя найти в размышлениях Ильи", — заявил премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили на зседании правительства.
Премьер поздравил население Грузии с праздничной датой.
"Еще раз хочу поздравить Вас с юбилеем этого великого деятеля, деятеля, который всю свою жизнь посвятил укреплению самобытности нации, пробуждению государственного мышления. Мы вместе со всем народом действительно должны сделать все, чтобы наша страна была такой, о какой мечтал Илья", — подчеркнул Квирикашвили.
Одним из важнейших творцов современной Грузии Илью Чавчавадзе назвал президент страны Георгий Маргвелашвили.
"В долгосрочном процессе развития человека, в постоянно меняющемся мире, в жизни любой нации наступает переломный момент, когда ее прогресс или же исчезновение зависит от того, насколько он будет идти в ногу с новыми вызовами, как он сможет сохранить лучшее, чего он достиг за свою историю, и в то же время, с высоты традиций и культурных достижений очертит контуры будущего, приобретет новое четкое видение завтрашнего дня, которое даст людям новую энергию и энтузиазм для внутреннего обновления и трансформации общественной жизни", — отметил Маргвелашвили.
По его словам, в истории редко встречаются случаи, когда эту миссию по большей части берет на себя один человек и направляет невероятного масштаба усилия на заложение основы завтрашнего дня в стране.
"Работа Ильи во всех сферах общественной жизни – в культуре, образовании и науке, экономике, политической жизнь – показала путь развития Грузии, которым мы идет и сегодня, дала неугасаемый импульс нашей повседневной жизни, проложила путь будущим поколениям, указала непоколебимые ориентиры гражданства и нравственности", — говорится в сообщении на странице Маргвелашвили в соцсети Facebook.
Не секрет, что в современной Грузии Илью Чавчавадзе часто называют "отцом отечества". В 1987 году Грузинская православная церковь канонизировала Чавчавадзе под именем Илия Праведный.
О большой роли Ильи Чавчавадзе в истории Грузии заявил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
"Жизнь святого Илии Праведного, Чавчавадзе окутана тайной. Сложно говорить о нем. В первую очередь, он дает нам надежду… В самом имени Элиа дважды звучит имя Бога: "Эл" — Бог и "Иахве" — Господь, то есть, Бог-Господь. Вот так, в одном имени два раза упоминается Бог. Илья Чавчавадзе рожден агнцем. Он является агнцем Божьим, берущим грехи своего народа. Его убийцы ожидали совершенно другого результата. Их целью было то, чтобы имя Ильи даже не произносили. Если бы они знали, что грузинская нация так будет восхвалять Илью, они бы не убили его", — сказал Илия II.
Тридцатого августа 1907 года Илья Чавчавадзе, борец за независимость Грузии, со своей супругой Ольгой путешествовали из Тбилиси в Сагурамо в открытой коляске. Возле села Цицамури их поджидала вооруженная банда Гиглы Бербичашвили, которая остановила коляску. Илья встал на ноги и обратился к банде: "Я Илья, не стреляйте". Ответ Гиглы был следующим: "Именно потому, что ты Илья, мы и должны стрелять".
По многочисленным исследованиям грузинских криминалистов, историков и врачей отмечалось, что в Илью стреляли не спереди, как было указано в акте вскрытия, а сзади. Это указывает на то, что выстрел не мог произойти со стороны банды Бербичашвили, которая стояла спереди. Он произошел из второй засады, о которой не знали даже сами бандиты. Несмотря на то, что убийство Ильи Чавчавадзе у села Цицамури до сих пор не раскрыто, наиболее широкое распространение в исторической науке получила версия о том, что за убийством стояли большевики.