Малхаз Вардиашвили
Грузинский двойник Джонни Деппа, как его называют столичные тусовщики, любезно поделился "обратной стороной" барной стойки и рассказал об особенностях профессии с высоким градусом.
- Как вы попали в эту сферу?
Мне было 19-20 лет, когда я попал в один ночной клуб в компании своих друзей. Это было хорошее заведение с фейсконтролем и барменами, проводящими различные шоу. Когда я увидел все это действо, я очень захотел начать работать вместе с ними. Даже друзьям сказал, что обязательно этого добьюсь.
Cначала устроился официантом в другом месте, а потом смог попасть в школу барменов, где прошел двухмесячный курс. Из пяти практикантов на работу взяли только меня. Я был самым активным, я по жизни такой. Это мне помогло через два года устроиться именно в то место, где зародилось мое желание быть барменом.
- Люди не могут получить образование и поэтому идут в бармены, или есть другая причина?
Есть такие, которые совмещают учебу и работу, но это в основном официанты. Бармены более взрослые люди. Бармен – это профессия, а официант – совсем другое, можно работать в определенные дни и параллельно учиться.
Вообще, в это дело входишь с головой, как в азартную игру, и это может заставить забыть об учебе вовсе. Кто-то может работать временно, а потом уйти работать по профессии, а кто-то решает остаться. Я планировал получить высшее образование, даже поступил и проучился год, но потом забросил из-за плохого графика и нехватки сил после ночных смен.
- Сколько барменских школ в Грузии и на каком уровне в них обучают этой профессии?
Одна или две, может, чуть больше. Учат на достаточно хорошем уровне. И коктейли делать, и флейрингу (приготовление коктейлей с использованием элементов жонглирования – ред.). А потом все зависит от практики и от желания человека.
Школа помогает понять, хочешь ли ты быть в этой сфере. Хорошо, что они вообще есть в Грузии. Я тоже закончил одну из школ, она мне, конечно, помогла, но лучше практики ничего быть не может. Выберешь свой стиль и попадешь либо в отель, либо в клуб.
- Чем отличаются клубные бармены от гостиничных?
В гостинице очень спокойные, тихие бармены, которые аккуратно делают коктейли. Вкус, естественно, не отличается. Смотреть на этот процесс очень приятно, выглядит красиво и чисто. А в клубе мы более активные.
- Многие сравнивают вас с Джонни Деппом. Как вы к этому относитесь?
Это приятный жест в мою сторону. Я люблю этого актера, фанат фильмов "Пираты Карибского моря". Мне нравился типаж этого персонажа, я как-то автоматически стал походить на него лицом, бородой, аксессуарами. Раньше намного больше был похож, сейчас уже не так.
- Говорят, что бармен – это психолог за стойкой. Как часто вам изливают душу незнакомые люди?
Это больше относится к классическим ресторанам и гостиницам, где есть время для подобных диалогов. В таком клубе, в каком я работаю сейчас, таких ситуаций не бывает. Да, можно с кем-то подружиться и уже потом начать общаться как друзья, а так, чтобы кто-то просто сел рядом и начал говорить о проблемах – на это нет времени, разом может быть 200-300 посетителей.
Что касается психологии, взаимодействие с огромным количеством людей дает свои плоды, сами мы, конечно, ничего не учим. Много поколений посетителей уходит, приходят новые, а я всегда тут и со всеми общаюсь. Это и в жизни помогает.
- Сложно ли быть барменом?
Сложно быть хорошим барменом. Все потому, что это не только изготовление коктейлей – есть много нюансов. Коктейли можно научиться делать, а внутренней тяге к делу – нет. Должна быть мотивация, должно нравиться общение с людьми.
Есть и такой фактор, что трудно попасть в хороший бар. Можно стать хорошим барменом, но работать в плохом месте. В бары, подобные El Centro, попасть сложно. Да и просто по итогам собеседования никого не берут, нужно посмотреть насколько человек профессионал, что он может и откуда вообще пришел.
- Если сравнить уровень барменства в Грузии и Европе, есть какие-то отличия?
Я бывал в Италии, на Ибице, где ходил по разным клубам и барам. Может, я не бывал в очень крутых местах, в которые просто так попасть будет тяжело, как к нам, но в принципе ничем особенным не отличаются бары и бармены. Есть там интересные и серьезные идеи у них, но в Грузии все тоже на высоком уровне.
- Чего не хватает барменскому делу в Грузии?
Профессионалов в своем деле, а еще того, чтобы барменов ценили. Кроме того, заведения, где работают бармены, должны им давать возможность ездить за границу, чтобы участвовать в различных тренингах и чемпионатах. Это поможет научиться чему-то новому и привезти идеи в Грузию.
- А в Грузии проводятся какие-то чемпионаты?
Да, почти каждый год. На лучший коктейль, на лучшее флейринг шоу. На этих чемпионатах тоже можно открыть что-то новое для себя. Мы, например, выиграли приз как один из лучших баров в клубе среди 18 стран.
- Какое отношение у людей к барменам?
В общем хорошее, один раз из тысячи бывает конфликт. Сложность заключается в том, что у всех есть проблемы: у тебя есть, у меня тоже. И бывают такие моменты, когда в баре находиться вообще не хочется, но эти чувства надо отложить. Нужно делать то, ради чего ты тут, а агрессию и проблемы оставить позади.
Естественно, бывают такие жесты и реплики, которые мне не нравятся, например, "Э, налей" и тому подобное. Но у нас в El Сentro так не бывает, потому что тут все как семья. Если приходит кто-то новый, он смотрит на обстановку и на других людей и ведет себя также. Есть, конечно, исключения, но нагрубивший второй раз сюда элементарно уже не придет.
- Как зависит ваша работа от времени года?
Ближе к весне, в феврале-марте, количество посетителей обычно уменьшается. Все отдыхают после праздников. Поэтому зимой мы работаем только с четверга по воскресенье. А с мая уже начинается наплыв людей, и мы открыты каждый день. В другое время обычно все стабильно.
- Расскажите о каких-то смешных, курьезных случаях.
Такие происходят довольно часто, и трудно вспомнить что-то определенное. Бывает чай отнесешь без пакетика, бывает заказ не тому человеку, а потом вспомнишь по дороге, развернешься, и все улыбаются. Больше смешных случаев бывает с друзьями, которых давно знаешь, а мелкие курьезы – привычное дело.
- А бывали какие-то страшные случаи?
Однажды я работал на море в сезонном баре, где проходил концерт Нино Катамадзе. Мы с другом должны были провести шоу определенное с использованием огней. Так получилось, что дул сильный ветер, и, когда коллега выпустил огонь, он направился в сторону моего лица. Я получил ожоги, брови и борода пострадали, пять дней лежал со льдом на глазах. Но мне повезло, я легко отделался.
- Что пьют грузины, а что — иностранцы?
Любимый напиток грузин – "Лонг-Айленд" (коктейль на основе текилы, водки, джина и рома – ред.). Наверное, любят напитки с высоким градусом, т.к. выросли на чаче. В отличие от иностранцев, они любят смешивать много всего, любят коктейли. А приезжие пьют что-то простое – виски, водку, напитки с двумя компонентами: водка с соком или Джин-Тоник. Он самый популярный у иностранцев.
- Существует миф, что все бармены – алкоголики. Так ли это?
В основном – да. Существуют и такие бармены, хорошие профессионалы, которые вообще не пьют. Я лично пью, мне нравится это, потому что алкоголь помогает в работе, хочется быть со всеми на одной волне. Но нельзя пить столько, чтобы это мешало работе.
- Еще считается, что у барменов нет отбоя от девушек. Что насчет этого?
Да, это так. Эта сфера помогает в знакомстве с девушками, особенно когда работаешь в хорошем заведении.
- У вас есть жена. Это не мешает вашим отношениям?
Я только недавно обзавелся супругой, но с самого начала она знала, что я – бармен, что я этим занимаюсь, я этим зарабатываю деньги для семьи, и это моя работа. Наверное, нельзя все сваливать только на женщин, мужчина сам должен быть честным. Я считаю себя честным, и работа мне не мешает, как и отношениям в целом.
- За что могут уволить бармена?
За кражу денег. Это самое плохое, что можно сделать. Нужно брать только свое, чужое – нет.
- То есть вы никого не обманываете, даже если человек пьяный в стельку?
Бывает так, что можешь перепутать и неправильно подсчитать сумму, а потом в чеке получится другое. Но специально обманывать нельзя.
- Что помогает в условиях огромной конкуренции на самой тусовочной улице Тбилиси — улице Шардена, сохранять популярность и статус самого модного заведения?
Грамотный менеджмент, коллектив, который меняется очень редко. У нас во всем стабильность, к нам привыкли люди. К хорошему обслуживанию, к качественным коктейлям. Многие портят качество со временем, но не мы. Все работают на пять баллов. Я считаю, нет заведения, которое может с нами конкурировать. Это не потому, что я тут работаю, я много где бывал.
- Вы работаете барменом 10 лет. Как в двух словах можно описать это дело?
Барменство – это жизнь. Ты получаешь огромный жизненный опыт. Я никогда не пожалею, что выбрал этот путь, и выбрал бы его еще раз, если бы меня вернули в прошлое.
- Существует какая-то тайна всех барменов?
Все думают, что ты всегда счастлив, всегда в хорошем настроении, но это совсем не так.
- Что можно посоветовать начинающим барменам?
Делать свое дело качественно, выучить все. Общаться с людьми, много общаться и близко, быть открытым для всех и радоваться тому, что ты бармен.