Ежедневно жители Тбилиси выходят на ловлю "маршруток" — так здесь называют маршрутные микроавтобусы на 10-13 человек, которые все традиционно ругают и обвиняют в беспределе на дорогах, но без которых жизнь в городе просто встанет.
Не улыбаемся, но машем!
Хмурые, заспанные люди, выстроившиеся с утра вдоль тротуаров в рабочие дни – явление, привычное для столицы. Кому на работу, кому на учебу и каждый ждет свою "маршрутку".
По статистике, это самый популярный общественный транспорт в столице. В среднем, в полуторамиллионном городе маршрутки ежедневно перевозят под 400 тысяч человек.
Метро в Тбилиси – небольшое, всего две линии, троллейбусы и трамваи приказали долго жить, остались автобусы – но далеко не каждый проберется по знаменитым узким улочкам или вскарабкается на тбилисские подъемы, поэтому многочисленные небольшие и мобильные "маршрутки" для горожан – просто спасение.
Уже который мэр пытается как-то упорядочить передвижение маршруток. Совсем уж дикие времена закончились несколько лет назад, когда мэрия объявила тендер на ввоз одинаковых желтых микроавтобусов марки Ford и четыре компании получили право на перевозку пассажиров на 20 лет.
А с этой недели мэрия определила аж 14 улиц, на которых "маршрутки" могут сажать и высаживать пассажиров только на автобусных остановках.
Для Тбилиси это настоящая революция. Ведь "маршрутки" — это такой специальный вид транспорта, который останавливается где попало и как попало. Хаос на улицах грузинской столицы благодаря маршруткам крепчает год от года. С другой стороны удобно – вышел, махнул рукой и сел.
Мой вклад в "маршруточный беспредел"
Для того, чтобы добраться до работы из спального района в исторический центр, маршрутка необходима и мне — вашему покорному слуге. Можно и на метро, но до него и от него нужно идти, и в итоге это около часа, а на микроавтобусе можно добраться за полчаса, и прямо до подъезда.
Так что в 9:30 я на улице. Усиленно машу двумя руками и даже подпрыгиваю, как только вижу знакомый номер — перед маршруткой идет автобус, загораживая обзор. Бдительный водитель маршрутки меня не пропускает, и далее только истинный тбилисец может расшифровать набор жестов, обозначающих – вижу тебя, спустись немного по улице и жди. Затем маршрутка лихо подрезает автобус и пристраивается у обочины. Водитель автобуса истерически жмет на сигнал и вопит на всю улицу – комбинация эпитетов поражает воображение.
Его коллега из маршрутки в ответ сигналит особым образом, что должно означать — успокойся, ничего такого, никого не сбил, и аварии не было.
За стеклами автобуса и маршрутки белеют лица пассажиров – все почему-то рассматривают меня. И мне становится стыдно — неужели я вызвал этот минутный хаос?
Когда Джордж Буш — ни при чем
В маршрутке – новая надпись, черным – по желтому: "Маршрутное такси останавливается только на местах, определенных для общественного транспорта".
Знают об этом пока не все. Выезжаем на "Джорджа Буша" — одну из тех улиц, где маршрутные такси должны останавливаться по новым правилам.
Озябшая девушка стоит совсем не там, где нужно. Но мы все равно останавливаемся.
"В следующий раз – только на остановке ", — говорит недовольный водитель.
"Странно, никогда у вас такого не было", — отвечает недовольная девушка.
Едем дальше. Маршрутка забита. Мне уже несколько раз наступили на ногу. За спиной разговор на повышенных тонах, обычный тбилисский спор между встретившимися в общественном транспорте шикующими знакомыми: "Убери деньги, я плачу!" — "Нет, я плачу за всех!".
Хмурые лица немного разглаживаются, все с интересом прислушиваются – чья возьмет.
Мне тоже немного интересно, но пора выходить. Прошу водителя остановить – тормозим резко, часть людей скатывается с сидений. Опять почему-то чувствую себя виноватым, с облегчением выскакиваю. А маршрутки уже и след простыл, как и звуков песни "Знаешь, как хочется жить", которая играла всю дорогу.
По ходу подрезав "скорую", моя маршрутка бодро покатила на центральный проспект. Интересно, что мэрия придумает в следующий раз, в попытках навести порядок?