ТБИЛИСИ, 11 мар — Sputnik. Парламент Грузии утвердил проект нового закона "О безопасности труда", который предполагает ужесточение правил безопасности на рабочих местах и внедрение специального механизма контроля, но Профсоюзы и неправительственные организации не верят в его эффективность.
Для того, чтобы законопроект вступил в силу, его должен подписать президент Грузии Георгий Маргвелашвили.
Работа над проектом закона началась после того, как в мае на угледобывающей шахте в Ткибули (регион Имерети) погибли четверо рабочих. Представители общественности и неправительственные организации забили тревогу, требуя ужесточения контроля за условиями труда, особенно на опасных производствах.
За 2007-2016 годы от производственных травм в Грузии скончались 416 человек, согласно данным Объединения профсоюзов Грузии и министерства внутренних дел.
Законопроект "О безопасности труда" разработало министерство труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии и внесло в парламент в июне 2017 года. Летом парламент Грузии утвердил его в первом чтении, но после множества замечаний внесло в него некоторые изменения.
Законопроект предполагает, в первую очередь, установление стандартов безопасности труда, а также создание системы контроля, которая должна быть сформирована в результате принятия законопроекта, чтобы каждый человек был в безопасности на рабочем месте.
Работодатели будут обязаны соблюдать нормы безопасности труда, заботиться о безопасности трудящихся и лиц, находящихся на предприятии.
При этом они сами должны будут оценивать риски работы, разрабатывать мероприятия по предотвращению угроз, проводить инструктаж работников, отдавать предпочтения средствам коллективной защиты.
Работники, в свою очередь, будут обязаны соблюдать инструкции по безопасности, и при этом будут иметь право отказаться от выполнения такой работы, которая явно создает угрозу их жизни или здоровью, а также по состоянию здоровья требовать перевода на другую, более безопасную работу.
Работники получат право рассматривать с работодателем вопросы связанные с безопасностью, получать информацию о рисках и нанимать эксперта для определения условий безопасности труда.
Если на предприятии работают 20 или менее человек, работодатель сможет сам исполнять профессиональные обязанности специалиста по безопасности труда, но при условии, что он заранее пройдет специальную программу подготовки. Если же на предприятии от 20 до 100 работников, работодатель обязан будет назначить минимум одного специалиста безопасности труда.
Контролировать соблюдение закона будет специальная служба надзора, которую сформирует правительство Грузии при участии министерства здравоохранения.
Инспекторы этой службы должны будут проводить проверки. Они получат право штрафовать и даже приостанавливать деятельность предприятия в случае нарушений.
Так осуществление опасных работ без регистрации и уведомления будет караться штрафом в размере 1 тысячи лари (порядка 408,8 доллара). Такой же штраф будет в случае вмешательства в работу службы инспектора.
А штраф за нарушение технического регламента о безопасности труда, который должно утвердить правительство Грузии, будет от 100 лари (порядка 409 долларов) до 8 тысяч лари (порядка 3,3 тысячи доллара).
"Закон не учитывает возможность внеочередных проверок инспекторов. Этот закон – шаг вперед, но власть, если она хочет получить эффективное законодательство, не должна учитывать мнение работодателей и капиталистов. В этом законопроекте власти попытались как можно меньше обидеть бизнесменов", — сказал лидер молодежного крыла Объединенных профсоюзов Грузии Гига Бекаури в эфире телеканала "Маэстро".
Видят минусы в законопроекте и неправительственные организации. По мнению представителя Центра мониторинга и изучения прав человека Лины Гвинианидзе, мандата инспекторов недостаточно для соблюдения правил трудовой безопасности.
Аналогичного мнения придерживаются и в организации "Международная прозрачность — Грузия".
"Принятие нового закона не может обеспечить надлежащего расследования несчастных случаев и не обеспечит безопасность рабочих", — заявила представитель НПО Тамуна Татанашвили.