Как думаете, можно ли уценить исторические памятники? Не спешите отвечать отрицательно. Помните, в наши дни и невозможное возможно. Был в здании бывшего "Дома офицеров" фрагмент ценной настенной росписи, да сплыл. Еще два года назад его зафиксировало Национальное агентство по охране культурного наследия Грузии. И установило — настенная живопись ценна и уникальна. А сегодня вместо фрагмента — голая кирпичная стена и рекламный постер с надписью – "Скидки". Вешали его, конечно, для того, чтобы показать — продукция торговой сети подешевела. Но в свете развернувшихся событий смысл получился совсем иным…
Солидное трехэтажное здание было построено архитектором Числиевым в 1916 году. Изначально в нем размещалось Артистическое общество. И в подвале роскошного здания располагалось арт-кафе "Корабль аргонавтов", где, выражаясь современным сленгом, проходили тусовки творческого авангарда. В 1919 году стены кафе расписали известные грузинские художники польского происхождения Кирилл и Илья Зданевичи. Именно они открыли миру самого известного грузинского примитивиста Нико Пиросмани. Они скупали его картины у духанщиков. Первое время приобретали их по низкой цене. Потом по Тифлису пронесся слух о том, что картины Нико скупает художник, который собирается их вывезти из Грузии. И духанщики взвинтили цены.
После прихода к власти большевиков, младший брат Илья эмигрировал во Францию, а старший Кирилл — остался в Грузии. Со временем всю свою огромную коллекцию работ грузинского примитивиста Кирилл отдал в музей. Это стало причиной конфликта между братьями. Илья твердо был убежден в том, что Кирилл не имел права так поступать с работами, которые они собирали вместе. А Кирилл прекрасно осознавал, что если он сам не даст, то картины у него все равно отберет власть.
Так или иначе, но оба брата были большими патриотами Грузии. Кирилл не захотел уезжать из Грузии и остался, а Илья, даже будучи во Франции, отказался от французского подданства. Картины и росписи братьев Зданевичей в начале XX века украшали многие художественные салоны и арт-кафе Тифлиса. Одним из них было подвальное помещение здания артистического кружка. А потом власть поменялась, и здание "Артистического общества" — превратилось в "Дом офицеров". В начале 90-х годов прошлого столетия в здании еще располагались разные кружки.
Два раза в неделю я приходила в это красивое, старинное здание. Поднималась на второй этаж, проходила по длинному коридору и заходила в небольшой кабинет. Тут, в аудитории, состоящей из приблизительно десяти человек, и проходили занятия по кройке и шитью. Нельзя сказать, что я оказалась совсем уж неспособной, но тем не менее быстро смекнула, что Коко Шанель из меня не выйдет, и решила забросить эту канитель. Я еще долго, проходя мимо здания, ностальгировала по тем временам. Скучала по мраморным лестницам, широким коридорам и не имела ни малейшего представления о подвальных чудесах. Между тем, самое интересное таилось, оказывается, в подземных переходах.
А потом пришли другие времена, и здание начали сдавать в розницу, по этажам. Первый этаж с ценной настенной живописью достался торговой сети. Два года назад группа реставраторов при организации и финансировании Национального агентства по охране культурного наследия признала фрагменты настенной живописи Зданевича уникальными. А пару дней назад обнаружилось — панно исчезло. В помещении был сделан ремонт, и настенную роспись как никчемный пережиток прошлого уничтожили. И самое скверное – роспись, по оценкам специалистов, не подлежит восстановлению.
Первый этаж и территория подвала Дома офицеров сегодня в частном владении. Торговая сеть, разместившаяся на этой площади, всего лишь съемщик помещения. Как выясняется, к моменту оформления договора между владельцем помещения и представителем торговой сети, ремонт на данной территории уже был завершен. Ну, а собственник помещения отремонтировал его без согласования с Агентством и с соответствующей службой в мэрии. Как заявили в агентстве, безнаказанным преступление не останется. Ну, да, устроят в конечном итоге, показательную "порку". Только тут возникает вопрос, зачем доводить до точки невозврата, когда все уничтожено и не подлежит восстановлению. С кого спрашивать за уничтоженную настенную живопись?
С агентства, которое постановило – предмет ценен и подлежит сохранению. И забыло о нем до лучших времен. Ведь, спохватись структура вовремя, произведи ревизию объекта, внесенного в список, оцени состояние и проведи реставрационные работы по сохранению, памятник, может, был бы цел. Или с собственника, который не понимает ценности исторического памятника. И с легкостью избавился от него, произведя в помещении ремонт.
И еще: почему нам нужно обязательно все до основания разрушить, чтобы новый мир потом построить? Это что, программа наследия советского прошлого, заложенная в нас, так работает? Неужели нельзя строить настоящее, не уничтожая прошлого?!