Вопреки шаблонам
Резо Габриадзе – человек великий. Он и скульптор, и художник, и автор сценариев культовых советских фильмов "Мимино", "Кин-дза-дза" и многих других. Он создал в Тбилиси легендарный Театр Марионеток. Резо Габриадзе – творец настолько заслуженный, что один лишь список его регалий и наград займет несколько страниц.
Продюсерский центр "Базелевс" Тимура Бекмамбетова решил экранизировать автобиографические устные рассказы Резо, используя его же рисунки. Режиссером стал Лео Габриадзе – сын великого мастера, заслуживший одобрение зрителей и киноманов всего мира новаторским ужастиком "Убрать из друзей".
Перед пресс-показом в московском Центре документального кино выступил продюсер фильма Тимур Бекмамбетов. Он отметил, что фильм абсолютно некоммерческий, созданный вопреки всем продюсерским схемам и шаблонам.
"У нас в "Базелевсе" есть такая комнатка, где все пьют кофе, — сказал Бекмамбетов. – Там-то у нас неожиданно и родилась мысль экранизировать рассказы Резо Габриадзе, анимировав его же рисунки. Мы не знали, куда движемся. Фильм рождался у нас прямо там, экспромтом, за кофе".
Не хуже Феллини
Надо сказать, что мои ожидания накануне фильма были самыми лучшими. Я помнил замечательную выставку в Музее Москвы, которая была организована в 2016 году силами того же "Базелевса" и под руководством Лео Габриадзе накануне 80-летия великого мастера. Выставка эта стала, несомненно, абсолютно новым словом в организации экспозиций.
Фильм заворожил с первых же кадров. В эту замечательную, наполненную самоиронией и мудростью историю кутаисского детства трудно не влюбиться.
Душа рецензента пела. Я вспоминал ощущения от просмотра, например, "Амаркорда" Федерико Феллини и находил, что "Знаешь, мама…" ничем не хуже. Эта ирония, спрыснутая ностальгией и легкой грустью. Этот узнаваемый во всем почерк великого мастера, который постоянно играет со зрителем.
В начале фильма есть много прекрасных моментов. Расскажу лишь об одном.
В деревне, у дома бабушки и дедушки, пьяный экскаваторщик вырыл яму. Знаменитые кутаисские дожди наполнили ее водой. А маленький Резо наблюдал, как в яме с водой зародилась жизнь, появились водоросли и какие-то маленькие зелененькие, очень ласковые существа. Однажды мальчик нырнул в эту яму. И тут в нее же обрушился огромный буйвол. Тяжко вздыхая, он вывалил в воду лепеху.
"У моих маленьких друзей начался пир, — вспоминает Резо-рассказчик. – А я убежал домой".
На стыке культур
По большей части дело происходит в 1946-47 годах. Как говорит закадровый голос автора: "Только что закончилась война, радостей было мало". В деревню пригнали пленных немцев. И одного из них офицер внутренних войск практически под дулом пистолета препоручил бабушке и дедушке, у которых на войне погиб сын-летчик. Дедушка немца сразу невзлюбил и с ним не разговаривал.
Между тем, немец оказался мастеровит. Бабушка и дедушка жили в удручающей нищете, в доме, построенном из мусора. Пленный "фриц" быстро, своими руками построил забор и, современным языком говоря, благоустроил территорию. Он даже сделал в доме туалет. А до этого тот стоял на пригорке, и одну его стену заменял брезент. Им пользовались и под ливнем, и под ледяным ветром.
Нововведению обрадовались все, кроме дедушки. Тот не хотел, чтобы немец заполнил их дом отходами жизнедеятельности. Он из принципа продолжал пользоваться уборной на горе, простудился и умер.
А немцы оказались молодцы. За какой-то год они благоустроили свой лагерь военнопленных, построили пряничные корпуса, засадили плац розочками, соорудили из чего попало музыкальные инструменты и стали играть на самодельных виолончелях квартеты Гайдна. И один из героев-грузин произнес: "Какие они мастеровитые! Как только мы войну у них выиграли?"
И вот это, собственно, и показалось мне основной мыслью фильма: поклон цивилизованной Европе от ничтожных "варваров", умирающих от своей дикости.
Это, собственно, и испортило впечатления от просмотра. Ощутил я себя тем самым мальчиком, на которого плюхнулась буйволиная лепеха.
Конечно, многим именно такая трактовка и доставит радость. Мол, пили бы баварское, ездили бы по автобанам и приобщались к цивилизации. Многие представители творческой интеллигенции будут упиваться этой мыслью. Но я, как герой фильма, маленький Резо, купающийся в яме, вдруг понял, что это – не мой пир.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции