Только не подумайте, что сейчас я буду приводить ниже самые популярные или любимые тосты. Это, простите меня, глупость. Потому что невозможно написать или произнести хороший тост, вырванный из контекста застолья. Ведь каждое застолье – это целая драматургия. В Грузии, особенно в Гурии, говорю это как гуриец, очень любят тост за мир, с него обычно и начинаются застолья. Но, если вне застолья я начну произносить тост про мир, то это будет пафосно и не остроумно, поэтому и сейчас я этого делать не буду.
Черненко и грузинский тамада >>>
Каждый раз, когда мне доводится вести застолье, я выстраиваю драматургию стола в зависимости от того, кто за ним сидит. Но есть, конечно, правила. Первое и самое важное – нельзя упускать бразды управления процессом. В Грузии в меньшей степени существует такая опасность, ведь там все понимают и чтят тамаду.
В Москве же это может превращаться, простите, в бардак. Бывает, на меня обижаются, когда я не даю кому-то слово. Но я лучше поссорюсь с кем-нибудь из сидящих за столом, нежели выпущу из рук управление столом. Застолье должно руководиться, и тамада назначается не для того, чтобы давать говорить тосты другим.
Конечно, это не значит, что ведущий совсем не должен давать слово сидящим за столом. Все по традиции — он говорит тост, а уже потом все присутствующие высказываются вокруг этого тоста. Но в Москве происходит иначе — если ты произносишь речь за родителей, то кто-то обязательно вскочит и скажет: "А я хочу выпить за космонавтику!". Но бывает и следующая ситуация, с которой я пытаюсь бороться на протяжении долгих лет: встает какой-нибудь человек и говорит: "А я хочу выпить тост за женщин!". При этом несет белиберду, по моему мнению, абсолютно оскорбительную для женщин. Выпивает этот бокал, точнее, самодовольно хряпает и падает на свое место, мол, все, дело сделано! Мне так и хочется сказать ему в этот момент: "Кто ты такой, чтобы пить за всех женщин?". Ведь женщина, перед которой ты преклоняешься, которую ты превозносишь, за которую ты и пьешь свой тост, должна быть одна. А тост "за всех женщин" — это глупая формальность, как повод, чтобы накачать себя еще одним стаканом вина или водки.
Никакой последовательности тостов нет, как многие считают. Конечно, за столом надо вспомнить и предков, и родителей, но никакой определенной установки быть не должно. Тамада должен всегда сам выстраивать последовательность происходящего, импровизировать, если понадобится. Если за столом сидит какая-нибудь знаменитость или чиновник, которому есть что сказать, нужно все подвести так, чтобы у него была возможность выступить. Но давать слово нужно потому, что этому человеку, действительно, есть что сказать, а не потому, что он занимает какой-то важный пост. Помню, когда-то я так не дал слово Лужкову (бывшему мэру Москвы – ред.), и он на меня обиделся. Но я ни в коем случае не сделал это, чтобы его оскорбить. Я сделал это для того, чтобы не потерять бразды правления столом, о которых я упоминал выше. Почему кто-то имеет больше права говорить в силу занимаемого положения, чем тот, у кого этого положения нет, но ему есть что сказать?
Чулпан Хаматова: Грузия — моя любовь >>>
Как я уже отметил, я с этим отчаянно борюсь. Возможно, меня когда-нибудь за это накажут, но я никому не дам право нарушать правила застолья.
Конечно, настоящий тамада должен обладать определенными качествами. В первую очередь – обаянием.
Правда у меня, к сожалению, в отличие от моего учителя, Ираклия Ильича Мегреладзе, нет одного качества — способности петь. Ах, как он умеет петь! Иногда, когда сижу с ним за столом и он начинает петь, у меня так и появляются слезы зависти на глазах! В Грузии никого не удивишь красивым пением, игрой на гитаре и на пианино. У меня этого качества нет. Зато я могу говорить, как Шахерезада.
Тамада должен уметь не только говорить — он должен уметь пить. Ну или, по крайней мере, делать вид, что он умеет пить. И самое главное, не давать напиться другим. Ведь очень часто многие забывают главное правило – застолье не для того, чтобы напиваться. Проследить за этим очень сложно, но в этом и заключается руководство процессом, которое в компетенции тамады.
"Коркота": грузинское застолье – это академия >>>
Надо с самого начала дать всем понять: кто хочется напиться – идите домой и напивайтесь там сами. А мы же собрались для общения, для веселья, для красивых тостов, для пения и для воспоминаний, не так ли? Так что главная задача тамады организовать процесс так, чтобы люди общались, а не напивались.