Джаз - предвестник коренного перелома в Грузии

© photo: courtesy of Valery PartugimovГруппа музыкантов исполняет джазовые композиции
Группа музыкантов исполняет джазовые композиции - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия вспоминает в Международный день джаза о первом в СССР официальном джазовом фестивале "Тбилиси-78" и рассуждает об огромной роли, которую джаз играл в раскрепощении человеческого духа

Перифразируя героя одного из популярных фильмов, соглашусь: джаз – дело тонкое. Хоть и не Восток. Потому что он и Восток, и Запад, и Африка, и Америка – моря, острова и континенты. Он – каждый из нас во всей своей противоречивости, простоте, сложности, многообразии.

Из музыкального жанра джаз превратился в метод самопознания и самовыражения. Уходя корнями в эстетику рабов американского Юга, он буквально за пару десятилетий лет поднялся до уровня уникального синтетического искусства. В широком смысле джаз предвосхитил, жадно вобрал и наиболее ярко воплотил наше удивительное время. Время, перемоловшее в глобальном водовороте расы, нации, культуры, мелодии, ритмы, гармонии.

Надменные эстеты, возомнившие, что в совершенстве познали законы прекрасного, были поражены его грустной загадочностью, захватывающей непредсказуемостью и живой импровизаций. А музыковеды уже больше сотни лет ломают копья, споря о том, следует ли относить его к легкой музыке или все-таки классической.

Группа музыкантов исполняет джазовые композиции - Sputnik Грузия
Джаз по-грузински, или Топ-5 грузинских джаз музыкантов современности

Потому что ни в одно из привычных определений он попросту не вмещается. Широчайший пласт новейшей культуры, в некоторых проявлениях вышедшей далеко за рамки музыки. Ставшей молодежной модой, независимым стилем жизни и мышления. Прежде всего творческого. Феномен, доступный массам, но до масс не опускающийся.

Джаз – это раскрепощенная классика!

Впрочем, мне сегодня хочется взглянуть на него не с позиций музыковеда или даже культуролога. А как на важную часть жизни моего поколения. Ставшую лакмусовой бумажкой отчаянных метаний общества от авторитаризма к робким элементам демократии и обратно. И завершившуюся крахом победившего социализма…

Отношение советского общества, точнее, его политической элиты к джазу, оказалось по своей природе не менее противоречивым, чем он сам. В стране поголовного равенства, где меньше всего поощрялись раскрепощенность и импровизация, джаз, сам того не желая, стал своего рода формой протеста. С одной стороны. С другой – приходилось считаться с тем, что рожден он был в недрах угнетенного класса.

Это как партийный гимн "Интернационал", пламенно призывавший разрушить старый мир и построить новый. На 70-м году Советской власти он превратился в полный анахронизм. Согласитесь, 70 лет – возраст достаточно немолодой, чтобы прицел незаметно сместился в его сторону. Возможно, по этой причине мобилизующую на борьбу мелодию в последние годы предпочитали исполнять без слов…

Слова и вправду часто сбивают с толку. Помню широко раскрученного в Советском Союзе американского певца Поля Робсона. Подавляющее большинство населения, не знавшего английского, в содержание его песен не вникало. Хотя многие из них, построенные на негритянских блюзах, по существу являлись джазом.

Но Робсон был темнокожим. А вот белого Эдди Рознера на пике популярности почти со всем его знаменитым оркестром отправили за решетку. Правда, они и там промышляли не на лесоповале, а продолжали играть. Как видно, импровизации, огражденные колючей проволокой, никого уже не пугали. Своего рода "музыкальная шарашка".

То молодая революция, восславившая авангард и в искусстве, воспринимала джаз как воплощение новой культуры, не скованной социальными цепями. То он вдруг становился буржуазным пережитком, искусством погрязших в разврате капиталистов. А "утонченный" пролетарский классик Максим Горький, не особо ограничивая себя в выборе слов, пишет:

"…послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных; они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом…"

Грузия: джаз как часть жизни >>

Чаще же, чтобы не углубляться в изначальные социальные корни и последующие политические дебри, на джаз старались закрыть глаза. Изъять из повседневного оборота не столько музыку, сколько сам термин. По этой причине в некоторые весьма продолжительные периоды советский джаз развивался преимущественно вдали от официального культурного центра.

Грузинская певица Теона Контридзе - Sputnik Грузия
Песня из "Бриллиантовой руки" от джазовой примы

Что, между прочим, пошло на пользу и ему, и многочисленным его любителям. Пожалуй, это было единственное явление культуры и спорта, лишенное директивных предпочтений. Где объективно выдерживался региональный паритет. Не исключено, именно это стало одной из весомых причин того, что джаз в Советском Союзе напрямую ассоциировался с демократическими ростками. Радовал одних и бесил других.

ЮНЕСКО на мировом уровне признал его общественным феноменом, приняв решение отмечать 30 апреля Международный день джаза.

Между прочим, в советском публичном пространстве этот термин обновленную легализацию получил в Тбилиси. До этого полулегальные джазовые встречи музыкантов проводились и здесь, и в Баку, Донецке, Ростове, Казани, других городах. Джаз, в том числе, в Прибалтике – Эстонии, пользовался невероятной популярностью.

Однако лишь в 1978 году в Тбилиси был проведен первый Всесоюзный джазовый фестиваль, где слово джаз, наконец-то, легально фигурировало в названии официального мероприятия. Известно, что определяющую роль в его организации сыграл заместитель директора Грузинской филармонии, фанат джаза Гайоз Канделаки. На фестиваль приехали 23 джазовые группы из 13 городов Союза.

Массовый зритель получил возможность вживую услышать одного из величайших джазовых пианистов мира Вагифа Мустафа-заде, знаменитые "Ленинградский диксиленд" и трио Вячеслава Ганелина, выдающегося, на мой взгляд, контрабасиста Тамаза Курашвили, таллинского саксофониста Арво Пиллироога, джазовый квартет Вахтанга Кахидзе, возглавляющего ныне Государственный симфонический оркестр Грузии и многих других.

А у меня на всю жизнь сохранился в памяти фантастический джем-сейшн в гостинице "Сакартвело", куда меня всеми правдами-неправдами провели друзья. Большинства молодых исполнителей я тогда не знал, даже имен их не слыхал. Блестяще игравшего на саксофоне паренька запомнил еще и потому, что нога у него была в гипсе. И лишь много лет спустя мне удалось идентифицировать его с прославленным ныне джазменом и популяризатором джаза, саксофонистом и композитором Игорем Бутманом. С тех пор, когда слушаю Бутмана по телевизору, мне начинает казаться, что нас объединяет в прошлом нечто общее, сокровенное. Такой вот ностальгический джазовый эффект.

"Квартет Важи Мания" попал в финал джаз-конкурса в Нью-Йорке >>

Тбилиси – город, давший импульсы многим переломным процессам в искусстве и в обществе. Однако, во мне прочно присутствует ощущение, что все началось именно с джаза. С того праздника раскрепощения духа, которым стал для нас джазовый фестиваль "Тбилиси-78".

 

Лента новостей
0