Цены на топливо в Грузии бьют рекорды: перспектив для их снижения не видно

© photo: Sputnik / StringerБензозаправочная станция в грузинской столице
Бензозаправочная станция в грузинской столице - Sputnik Грузия
Подписаться
На автозаправочных станциях некоторых сетей цена на литр бензина достигла 2.65 лари. И хотя это – цена самой дорогой марки "Супер", подорожание остальных видов бензина также не менее масштабно

Темур Иоселиани

На брендированных автозаправочных станциях 1 литр "Регуляра" стоит в пределах 2.20 — 2.45 лари, а цена дизельного топлива составляет примерно 2.20 — 2.50 лари.

Как обычно бывает после каждого подорожания, и на сей раз поднялась очередная волна недовольства и прозвучали заявления о том, что "в Грузии горючее стоит несправедливо дорого". Однако отдельный вопрос – какова "справедливая" цена, которая и продавцу оставит прибыль, и у потребителя не вызовет недовольства. Когда страна является импортером горючего, а его поставщик несет немалые расходы, сложно требовать от него продавать литр меньше, чем за лари.

Главные причины роста цен на горючее

Если вспомнить прошлые годы, когда у власти была политическая сила Михаила Саакашвили, то в памяти сразу же всплывает довольно распространенное тогда мнение в связи с горючим: "С каждого проданного в Грузии литра бензина 1 лари идет в карман Саакашвили". А в нынешней ситуации вопрос "куда идет один лари" становится основанием для новых предположений. Однако обратимся к цифрам.

Движение машин по проспекту Руставели в центре Тбилиси - Sputnik Грузия
Жители Тбилиси протестуют против повышения цен на бензин

В июле 2008 года цена 1 барреля нефти достигла 145 долларов. Это была исторически рекордная цена. Тогда в Грузии литр бензина марки "Супер" в рознице был не дороже 2 лари. Если сравнить тогдашний курс доллара и местную цену "Супера", выходит, что в 2008 году в Грузии литр "Супера" стоил примерно 1,35 доллара США. Сегодня международная цена 1 барреля нефти составляет 74 доллара, а в Грузии максимальная цена бензина, как отмечалось – 2,65 лари. По действующему курсу, получается, что 1 литр "супера" стоит 1,08 доллара. Если сравнить с 2008 годом, сейчас 1 баррель нефти дешевле на 71 доллар, а 1 литр "супера" — дороже на 65 тетри. А в долларах видим, что дешевле на 0.27.

Вспомним и ситуацию перед выборами 2012 года, когда "Грузинская мечта" обещала народу снизить цены на горючее сразу же после прихода к власти. В сентябре 2012 года 1 баррель нефти стоил 97 долларов, 1 литр "Супера" в Грузии продавался за 2.20 лари. То есть, до прихода к власти "Грузинской мечты" нефть стоила на 23 доллара дороже, чем сегодня, а 1 литр бензина был дешевле на 44 тетри. Такое подорожание горючего имеет несколько простых причин.

© photo: SputnikПятерка стран-импортеров нефтепродуктов за январь-июнь 2018
Пятерка стран-импортеров нефтепродуктов за январь-июнь 2018 - Sputnik Грузия
Пятерка стран-импортеров нефтепродуктов за январь-июнь 2018

Первая – обесценивание лари. В июле 2008 года 1 доллар стоил 1,41 лари, в июле 2012 года – 1.64 лари. Сегодня же курс составляет 2.45. Однако из-за того, что лари в последние годы стал довольно неустойчивой валютой и в ноябре прошлого года его курс в отношении доллара достиг 2.80, импортерам приходится учитывать в ценах и такой курс.

Еще одной важной причиной является, по решению Правительства, повышение с 1 января 2017 года акциза на горючее. В случае бензина – это с 250 до 500 лари на одну тонну; на дизель – со 150 до 400 лари; на газ (1000 кубических метров) – с 80 до 200 лари. А на масла автотранспортных средств – с 400 до 800 лари. Такое повышение акциза вызвало дополнительное подорожание бензина примерно на 25 тетри, а дизельного топлива – на 30 тетри.

Цены топлива в Грузии и за рубежом

Когда в Грузии обычно говорят о "несправедливо дорогом" горючем, интересно сравнить цены в различных странах. По данным портала autotraveler.ru, в странах Европы самое дорогое горючее в Исландии, Нидерландах и Норвегии. Там его цена примерно на 25-30 процентов выше средней цены в других европейских странах. Довольно высокие цены в Португалии, Греции и Франции.

Цены на автомобильное топливо в ряде стран Европы (лари за литр)

Страна Премиум Супер Дизельное топливо
Исландия 5,22   5,02
Голландия 5,08 5,25 4,2
Норвегия 4,97 5,25 4,68
Португалия 4,73 5,07 4,07
Греция 4,67 4,96 4,02
Франция 4,39 4,61 4,16

В соседних с Грузией странах самое дешевое горючее в России — цена бензина типа "Премиум" — 0,63 евро (примерно 1.80 лари), "Супер" — 0.71 евро (примерно 2.03 лари) дизельное топливо – 0,61 лари (примерно 1.74 лари). Интересно, что в Беларуси горючее дешевле, нежели в России. В Европе, по данным autotraveler.ru, более дешевого горючего не существует. В постсоветской Беларуси 1 литр "Премиум" стоит эквивалент 1.67 лари, "супер" — 1,82 лари, а дизель – 1,67 лари. По соседству с Грузией самый дорогой бензин традиционно в Турции.

Цены на автомобильное топливо в соседних с Грузией странах (лари за литр)

Страна Премиум Супер Дизельное топливо
Армения 2,37 2,48 2,34
Азербайджан 1,80 2,17 0,86
Украина 2,74 2,85 2,54
Молдова 2,74 2,85 2,45
Турция 3,25 3,28 2,97

Понятно также, что сравнение существующих в западных странах цен с местными не очень корректно. Кроме того, что в тех странах налог на горючее гораздо выше, да и уровень благосостояния в этих государствах следует учитывать. Не говоря уже о другом, по данным Всемирного банка за 2017 год, в Турции ВВП на душу населения составлял 27, 916 доллара, тогда как в Грузии этот показатель равен 10,699 доллара. А Норвегия по этому параметру входит в десятку стран-лидеров – там на душу населения ВВП 60,978 доллара… Но у экономики строгие законы, и от этого никуда не деться, если хочешь "правильное" государство.

Какие ресурсы снижения цен на горючее существуют в нынешней ситуации? Основатель "Сента Петролеум" Заал Якобидзе в конце прошлого года заявлял, что, если власти не повысят акцизные ставки, и в то же время курс лари будет, как в 2012 году, то в Грузии топливо станет стоить примерно на 50 тетри дешевле. Так что, в данной ситуации, если власти захотят снизить цены на топливо, то легче всего вернуть акциз на отметку 2017 года. Могут пойти дальше и еще больше снизить акцизные ставки.

Каждому жителю Грузии – по новому автомобилю! Слабо? >>

Важным ресурсом для этого является также возвращение лари на прежние позиции. Что касается роста конкуренции и, в результате этого, снижения цен, то Якобидзе говорит, что по нынешнему положению конкуренция и без того довольно высока, и оптовые поставщики работают на прибыль, максимум, в 1-2 тетри с литра. Маржа розничной прибыли гораздо выше, однако на различных станциях цены отличаются, и у потребителя есть возможность выбирать.

Маловероятно, что власти Грузии надумают снизить акциз и согласятся получать меньше доходов в бюджет. Тем временем, и международные цены на нефть, к нашему сожалению, снова на пути роста. Соответственно, на данном этапе и в этих условиях никакой перспективы удешевления топлива не видно.

Лента новостей
0