Начну с факта, от темы нашего разговора, вроде бы, далекого: на днях меня впервые за долгие годы обсчитали в магазине. То есть, обсчитали не по ошибке – сознательно.
Ведь иное дело, если вам, скажем, дважды пробили чек на один и тот же товар. Даже не владея тайнами рыночной торговли, я понимаю – девице на кассовом аппарате личной выгоды никакой. Но тут покупку мне лениво взвесила будто сошедшая с экрана старой кинокомедии немолодая продавщица с матерой хваткой в лице. Бесстрастно налепила на пакет выданный электронными весами чек, однако запросила больше.
Разница была мизерная – я промолчал. До этого за тем же прилавком меня с улыбкой обслуживала расторопная девушка, считавшая все до копейки. Владельцы успешного бизнеса ее заменили. И откуда-то вдруг пахнуло забытыми временами. Пробудив, к слову сказать, не ностальгическое умиление, а грустное разочарование…
Вряд ли готов внятно объяснить, почему этот факт всплыл у меня в связи с освобождением от должности руководителя Национального центра экзаменов и оценок (NAEC) Майи Миминошвили. Возможно, потому что не до конца забыты времена, когда Миминошвили уже убирали с этого поста при Михаиле Саакашвили. Впрочем, версии могут простираться гораздо дальше и глубже…
Дело в том, что Майя Миминошвили фигура в системе грузинского образования, можно сказать, знаковая. Лично я не знаком и в целом отношение к образованию имею лишь в плане его наличия у себя. Тем не менее, как и все, живо интересуюсь этими проблемами. Так что попытаюсь буквально в двух словах сформулировать свою мысль.
По всеобщему признанию, многолетнее бесцеремонное реформирование в общем разрушило и "распяло" нашу образовательную сферу. А Миминошвили на этом мрачном фоне стала автором и руководителем едва ли не единственного успешного проекта. Речь идет об Единых государственных экзаменах, разом покончивших с коррупцией при приеме в высшие учебные заведения страны.
"Нужна новая энергия" - министр образования Грузии уволил "засидевшихся" чиновников >>
Впрочем, центр NAEC, который она до недавнего возглавляла, занимался также отработкой новейших методик повышения качества работы школьных учителей. Что с учетом низкой квалификации многих из них, признаться, не всегда вызывало одобрение и восторг. Как, собственно, и ЕГЭ, камня на камне не оставившие от околовузовских "кормушек"…
Помимо Миминошвили министр Михаил Батиашвили, ныне ведающий одновременно образованием, наукой, культурой и спортом, уволил с занимаемых постов двух своих заместителей и нескольких руководителей крупных научно-образовательных центров. В принципе, ему не откажешь в последовательности. Еще при назначении на должность он заявил о серьезных проблемах в сфере просвещения. С чем, безусловно, трудно не согласиться.
"Процессу нужны новая энергия, новые видения, новая кадровая политика", - обозначил свою позицию Батиашвили. Весьма примечательно, что Миминошвили отнеслась к ней с пониманием, написав на своей странице в Фейсбуке, что всегда придавала огромное значение командному подходу к делу. "Министр собирается начать изменения в системе со своей командой. Хочу пожелать ему успехов".
Следует однако не упускать из виду, что образование – сфера, которой, как мы уже не раз убеждались, претят поспешные решения. Где крайне важны преемственность и опыт. И подчас становятся просто опасны неапробированные эксперименты, неожиданно выбившиеся за рамки примитивной, но полезной раздачи яблок учащимся раз в неделю…
В этом смысле не до конца, конечно, понятно, сколь оправданно начинать реформирование с Национального центра экзаменов и оценок. Который, кстати, за низкое качество школьного обучения в Грузии ответственности не несет, поскольку отвечает как раз за обратное – объективную его оценку.
Высказывалось даже предположение, что на Миминошвили поторопились списать ответственность за накладки, имевшие место в работе центра из-за небывалой жары летом нынешнего года. Хотя спрос тут, скорее, надо предъявить тем, кто затянул выделение средств на установку кондиционеров в местах проведения экзаменов. Или, на худой конец, метеорологам, в компетенцию которых входят подобные предсказания. Но уж никак не директору NAEC.
Чего хочет молодежь - выявлены самые популярные факультеты в Грузии >>
Кстати, конкретных замечаний в ее адрес никто озвучить не удосужился. Что уже само по себе порождает определенные разночтения в рядах педагогической общественности. Майя Миминошвили занимается проблемой организации экзаменов без малого 20 лет, из которых 10 – воплощала полезные идеи в повседневной практике. И делала это весьма эффективно, честно и успешно. Тем не менее, как будет использован в дальнейшем ценный опыт Миминошвили, образно говоря, не имеющей "золотого резерва" на Каймановых островах, пока не ясно…
Не знаю, насколько искренен в своих оценках министр, но грузинская общественность Майе Миминошвили, безусловно, признательна. Вот только насколько это оптимально для самой общественности, для сферы просвещения и конкретно для нас с вами?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции