Мне было лет десять, когда я начала разворачивать домашние представления. Такие самодеятельные постановки, с участием дворовой детворы. Артистический состав наш был невелик - человек пять. Тем не менее, с номерами управлялись лихо. Программу составляли из номеров десяти, а может больше. Концертный зал разбивали в подъезде, на четвертом этаже девятиэтажного корпуса в одном из периферийных районов города. У кого-то находили занавес, который приколачивали к стенам, у других костюмы, у третьих декорации.
Когда творческий коллектив бывал укомплектован, а концертная часть утверждена, переходили на административные вопросы. Тащили от соседей длинные скамьи, клеили на них бумажные номерки, нарезали билетики. Стоимость билетов составляла 15 советских копеек. И на нас шли, пару раз бывали даже аншлаги. Показателем финансовой успешности были горы мороженого, закупаемые нами по окончанию представления. В детстве многие балуются дворовыми представлениями, но потом перерастают их. Но, бывает, что увлечение театром и сценой превращается в серьезную страсть.
Семья, о которой пойдет речь, не просто любила и ставила театральные представления у себя на дому, но и положила жизнь на развитие театрального искусства. Питоевы жили в старейшем районе города, в Сололаки, на улице Паскевича. Домов у клана было несколько, в силу его многочисленности, но театральная жизнь начиналась именно в этом двухэтажном, покореженном временем здании.
Дверь в парадную Питоевского дома, называемого некогда театральной меккой, сегодня подпирают деревянные балки. Это жительница первого этажа решила своими силами укрепить входную дверь и фрамугу. Прохожу сквозь парадную и попадаю во внутренний двор. Тут кружится детвора, возятся с бельем взрослые.
- Говорят, во дворе был небольшой фонтан, - говорит жительница дома. – Очень помпезный и красивый.
Она же приглашает меня в свою квартиру. Рассказывает, что часть жилья досталась им в первозданном виде, и здесь сохранились комнаты с куполообразным потолком.
- Мы не меняли в этом доме ничего. Ну, разве что делали косметический ремонт. Наша семья вселилась в квартиру в начале XX столетия - и историческая часть квартиры, в целом, была именно в таком виде.
По рассказам девушки, квартира, на тот момент - две малюсенькие комнаты, досталась семье за несколько золотых монет. До того в квартире жили какие-то немцы.
Озадаченная арочными потолками, выхожу наружу. Пытаюсь еще раз охватить взглядом дом и прикинуть мысленно, в какой из комнат проходили репетиции театрального кружка, а где разворачивалось само представление.
Тбилисский перекресток: дом вершителя судеб >>
Исай Питоев родился в многодетной семье. С детства чувствовал любовь к сцене. Увлекался игрой на скрипке и даже мечтал продолжить образование. Но, в конечном итоге, покорился родительской воле и пошел в коммерцию. После смерти отца - Егора Питоева, занимавшегося поставками продовольственных товаров - сын возглавил семейную фирму "Исай Егорович и Ко". Исай зарекомендовал себя не просто добросовестным и ответственным коммерсантом, но и авторитетным гласным городской Думы.
Исай по деловой надобности часто бывал в разъездах. И в одну из поездок встретился со своей будущей супругой, Ольгой Маркс. Девушка выросла в актерской семье и пошла по стопам родителей. И вот они вместе приезжают в Тифлис. Открытые, хлебосольные и проникнутые любовью к искусству, супруги начинают приглашать в свой дом артистов, музыкантов и любителей театра. В доме на Паскевича начал формироваться любительский кружок. Мастерство участников домашнего театрального кружка постоянно оттачивалось. И вот они уже играют в театральном зале "Тифлисского кружка" (впоследствии это здание было известно как Дом офицеров на проспекте Руствели) пьесу Грибоедова "Горе от ума".
А потом Исай Егорович просит родителей супруги порвать с кочевым образом актерской жизни и переехать в Тифлис. Мать Ольги, отца уже в живых не было, с радостью приняла предложение и приехала в большой и гостеприимный дом Питоевых. Домашний кружок Питоева постоянно разрастался и становился сильнее и профессиональней. В скором времени количество участников домашнего кружка выросло до 70 человек. Примечательно, что все устраиваемые в питоевском доме спектакли носили исключительно благотворительный характер. Кстати, сам Питоев состоял во всех тифлисских благотворительных обществах.
Тифлис обязан Питоеву многим. При активном участии Исая Питоева в городе открылось отделение Императорского русского музыкального общества. В то время в Тифлисе была единственная музыкальная школа. А владельцы школы были членами Артистического кружка. На базе этой музыкальной школы позже сформировалась консерватория.
"Исай Егорович страстно желал познакомить тифлисскую публику с произведениями лучших европейских композиторов, - пишет в своей книге Сергей Гевенян. - Оказывая большую материальную поддержку, он уговорил образованного и талантливого артиста Пальма, гастролировавшего с драматической труппой, пригласить оперных артистов. В 1878 году, при непосредственном участии Исая Питоева и его ближайших друзей, на сцене тифлисского казенного театра были поставлены первые оперы: "Русалка", "Жизнь за царя", "Демон".
Время шло. Рос артистический уровень и профессионализм актеров. И любительский кружок Питоева плавно перерос в Артистическое общество. Учредителями общества стали самые активные "кружковцы". На сцене маленького театра шли с невероятным успехом такие оперы, как "Евгений Онегин", "Риголетто", "Фауст". На сцене питоевского театра выступают Комиссаржевская, Шаляпин. Однако вместе с ростом актерского мастерства меняются и потребности театра.
Вот тут-то Исай Егорович и осуществляет свою давнишнюю мечту и начинает строить на Головинском проспекте театр. Питоев покупает у городских властей участок земли, на котором в прошлом располагалось мусульманское кладбище, и привлекает к проекту знаменитых в то время архитекторов Корнелия Татищева и Александра Шимкевича. Буквально за три года строительство блистательного архитектурного творения в стиле позднего барокко завершилось.
Ария о разрушающемся Тифлисе: дом, где жил Чайковский >>
Артистическое общество справило новоселье уже в 1901 году. На строительство театра, на сцене которого впоследствии играли армянская, грузинская и русская театральные труппы, Питоевым было потрачено полтора миллиона рублей. У этого удивительного человека хватало энергии на все. И на разворачивание предпринимательской деятельности, и на поддержку Артистического общества, и на работу в армянском драматическом обществе, организованном Сундукяном и княгиней Тумановой. А еще он планировал построить летний театр. Но провидение внесло коррективы. Питоева не стало 22 апреля 1904 года. Исай Егорович скоропостижно скончался от воспаления легких.
Говоря о вкладе Питоевых в развитие театрального искусства в Тифлисе, нужно отметить и деятельность младшего брата Исая - Ивана Питоева. Он работал директором оперного театра, который к тому времени не имел своего помещения и располагался во временном. Самоотверженно служил театральному делу в течение нескольких лет.
Когда гены не оставляют выбора
Бывает же такое в жизни. Человек рождается, растет, сызмальства вращается в артистическом обществе. Даже играет в любительских спектаклях, пытается писать пьесы. А потом вдруг бац! И по достижению совершеннолетия поступает на юридический факультет. То ли из личного прагматизма, а может из-за устойчивых стереотипов окружения. Кто их поймет, гениев.
В семье Питоевых самоотверженно служили театру все. Но прославить фамилию на весь мир было суждено младшему из Питоевых, сыну Ивана Питоева - Георгию. Жорж Питоев уже в шесть лет ставил спектакли с участием сестер и братьев. "Демон" Лермонтова и басни Крылова разыгрывались прямо в гостиной дома. Кроме того, мальчик ежедневно наблюдал за репетициями взрослых артистов, посещал театральные постановки, выставки. Проще говоря, рос в исключительно творческой атмосфере.
Меж тем, за окном разворачивалась революция 1905 года. Люди прагматичные сворачивали собственную деятельность и мигрировали в безопасные края. В числе тех, кто сорвался тогда с места был и Иван Питоев, отец Жоржа. В Париже Жорж поступил в Сорбонну на факультет юриспруденции. По будням грыз гранит науки, а в свободное время играл в русском артистическом кружке. Организовал кружок в Париже страстный поклонник театра отец - Иван Питоев. Там его заметила Комиссаржевская и посоветовала вернуться в Россию.
"Я играл в Москве, Петрограде, по всей России и Сибири, я играл перед всякой публикой, перед художественной элитой и перед снобами, перед буржуазной публикой и перед публикой народной", - писал Жорж.
Святой театра - Жорж Питоев
Питоев овладел почти всеми театральными профессиями и основал с другими актерами "Наш театр". Но главное дело жизни ожидало его в Париже. По приезду во Францию, Жорж знакомится с частой посетительницей "Дома Питоевых" Людмилой Смановой. Дочь тифлисского надворного советника и смотрителя тифлисского казенного театра Якова Семеновича, приехала в Париж учиться языкам и пению. Людмила поступает в драматический класс Парижской консерватории, но не выдерживает экзаменов. Жорж влюбляется в очаровательную девушку, и у них завязывается роман. А вскоре молодые женятся и уезжают в Швейцарию. За семилетнее пребывание в Швейцарии Жорж поставил 74 пьесы. Он раскрыл яркое дарование супруги, и Людмила играла с ним весь репертуар.
В Париж Питоевы возвращаются в 1922-м. Возвращаются известными театральными деятелями. Свой первый театральный сезон уже парижского периода труппа Питоева открывает в "Театре на Елисейских полях". Актер, режиссер, сценарист Жорж Питоев делает ставку на психологически сложный репертуар. И знакомит французского зрителя с Ибсеном, Пиранделло, Шоу, Толстым, Горьким и Чеховым. Питоев показывает французскому зрителю тонкий психологизм чеховской драмы. Жорж не только ставит Чехова, но сам великолепно играет немало ролей в этих постановках.
Но главной и любимой на все времена ролью становится Гамлет. В этом спектакле он играл вместе с супругой Людмилой.
"Они жили в тени. В тени снов, любви к своим детям и к театру. Если они покидали эту тень, они бросались к огням рампы с безумной неосторожностью ночных бабочек. Они сгорали там, один и другая", – писал их близкий и преданный друг Жан Кокто, которому также принадлежит формула: "Святой театра – вот Жорж Питоев".
Время шло, его спектакли с успехом ставились на театральных подмостках. И вместе с тем наблюдалась коммерциализация сцены. Преданный и отдающий себя без остатка театральному делу, Жорж понимал необходимость противостояния новым тенденциям. И в 1927 году, вместе с коллегами Шарлем Дюлленом, Луи Жуве, Гастоном Бати создал знаменитый "Картель четырех". Объединение служило преобразованию театральной культуры и положило начало современному французскому театру. Жорж Питоев ушел из жизни в день своего рождения, 17 сентября 1939 года. Когда Жоржу было шесть лет, цыганка нагадала Питоевскому отпрыску в стихотворной форме:
Так это ж наваждение –
Мессир, в чужом раю:
Свой "новый" день рождения
Отпразднуешь в раю.