Как же давно мне хотелось попасть внутрь этого старинного здания. Я, наверное, с месяц обхаживала людей, которые мне должны были "пробить" пропуск. Звонила практически каждый день с просьбой впустить меня внутрь. Цель была одна – нащелкать снимков интерьера сакребуло (городского собрания) Тбилиси. И рассказать об истории легендарного здания.
Но, как ни старалась я переступить порог здания, у меня ничего не получалось. Длительная осада сотрудников аппарата не дала никаких результатов. Найти разрыв в бюрократической цепи не удавалось. Поэтому я решила немного дистанцироваться от своего желания, перепоручив его заботам фортуны.
И вот аккурат в Новый год, листая вездесущий Facebook, я вдруг натыкаюсь на информацию о проекте городского собрания. Проект под названием "Тбилисские истории из Сакребуло" действует уже год. Каждую первую субботу месяца в сакребуло проходят выставки, лекции, семинары. В этот день любой желающий может прийти сюда и узнать что-то новое для себя из истории города. Тут я, конечно, вволю посмеялась над собой. В свете действующего проекта мои бесплодные попытки проникнуть внутрь выглядели жутко комичными.
Василий с ароматом гвоздики и другие новогодние традиции
В первую субботу нового года в Сакребуло решили подвести итоги проделанной работы и поблагодарить историков, этнографов, художников, коллекционеров и представителей этнических меньшинств за участие в проекте. После вступительного слова автор проекта "Тбилисские истории из Сакребуло", заместитель председателя сакребуло Марика Дарчия обратилась к гостям с просьбой рассказать о новогодних традициях и обычаях города.
- У нас много новогодних традиций, которые мы чтим и по сей день, - начала этнограф Тамила Цанареишвили, оказавшись у микрофона. - К слову, традиция ходить друг к другу в гости в новогоднюю ночь в качестве меквле. Он приходил после наступления Нового года, стучал в дверь три раза и поздравлял членов семьи. Желал семье мира, свадеб и рождения детей. Помимо этого, "пролагающий след", как дословно переводится с грузинского слово меквле, рассыпал по углам жилища сладости. Считалось, что сладкое - к достатку и благополучию. Кстати, с меквле договаривались заранее. И старались выбрать человека обеспеченного, чтобы он принес с собой стабильность и благосостояние.
Новый год в Тифлисе точно так же, как и сейчас, было принято встречать стрельбой и большими гуляниями. Вместо салютов, ведь пиротехники в те времена еще не было, стреляли из охотничьих ружей. В полночь глава семьи выходил из дома и начинал палить из ружья. В городе поднимался такой шум, что не зная, что наступил Новый год, человек мог подумать, что началась война.
Тбилиси был многонациональным городом. И хотя у каждого из этносов были свои праздники, в городе справляли и общие, объединяющие праздники. Одним из них был Новый год. Готовиться к наступлению нового года начинали за неделю раньше. Женщины чистили, убирали и попутно избавлялись от ненужных вещей. Не выбрасывали, а отдавали их мацонщикам и угольщикам. А те, в свою очередь, делились своим товаром.
- Я очень долго не разбиралась в том, кто армянин, кто езид, а кто грек, в нашем доме жили представители самых разных национальностей, - продолжает этнограф. - Тбилиси был такой большой, многонациональной семьей. Никому в голову не приходило разбираться в тонкостях национальной кухни. На тбилисском новогоднем столе, как правило, обязательно присутствовала толма.
- И гозинаки, - подсказывают этнографу из зала.
- Да, и, конечно же, ореховое лакомство – гозинаки.
Под занавес встречи Марика Дарчия поблагодарила всех участников прошлогодних встреч и пообещала не менее интересные истории в наступившем году. После торжественной части одна из сотрудниц сакребуло обхватила руками плетеную корзину, полную печений, и стала угощать ими присутствующих.
Лет сто с лишним назад в Тифлисе пекли вот такие же маленькие печенья, которые назывались басила (от имени святого, на русском Василий). Нынешние Василии повторяют точь-в-точь старинные. Они представляют собой человечка, с туловищем, конечностями и ароматом гвоздики. В старину их еще обильно посыпали изюмом.
Тбилисский двор в миниатюре
Наевшись васильками, я достала фотокамеру и приступила к делу. Если вам никогда не доводилось бывать внутри этого здания, то вас ожидает сюрприз. Итак, попытайтесь представить, как заходите в двери здания, проходите мимо охранника, сидящего тут со скучающим видом. Еще шагов пять - и оказываетесь в огромном зале. Света в нем так много, будто ты оказался под открытым небом.
По сути, так оно и есть, потому что потолок в этом зале стеклянный. Пространство огромного зала образуется соединенными между собой трехэтажными строениями. Оттого сильно напоминает двор со свисающими наружу деревянными балконами типичных тбилисских веранд.
И чем больше ты ходишь по залу, поднимаешься по наружной лестнице наверх, на второй этаж, тем сильнее обнаруживается это сходство. Оказываясь на втором этаже, можно заметить деревянную, винтовую лестницу, которая ведет к городской ратуше, на крышу. Вот тут и находится тикающее сердце города.
В куранты на башне вдохнул жизнь известный часовой мастер, житель немецкой слободы Тифлиса Юлиус Гене. Он ежегодно следил за работой часов, налаживал неисправности. В 1917-м часы были заменены на другие, привезенные из Европы. В 1937 году у часов появился новый инженер - Арбак Андриасян. В течение 47 лет он заботился о часах, его деятельности даже был посвящен документальный фильм. Андриасян ушел из жизни в 1975 году, и на службу к часам заступил часовых дел мастер Василий Акопов.
В марте 1983-го в часах установили устройство, благодаря которому в конце каждого часа играла песня "Тбилисо". Сегодня за работой часов наблюдает его сын Артур Акопян. Кстати, часы эти остановились всего единожды за долгие годы работы. Произошло это в начале 90-х, во время гражданской войны. В циферблат тогда попали две пули.
Впрочем, давайте все же по порядку. Потому что история у этого здания богатая. Тут главное сохранять хронологию. Самым первым на месте сегодняшнего городского собрания возвели здание городской жандармерии. Случилось это в 1809-м. Многим позже, а точнее 40 лет спустя, в 1849-50-х было решено его усовершенствовать. И по проекту известного архитектора Джованни Скудиери построили уже другое здание жандармерии. Скудиери поселился в здании жандармерии, и его так и прозвали "домом Скудиери". В центральной части здания была установлена пожарная каланча, впоследствии ее заменили на башню с курантами.
С 1879 года городским главой был избран Александр Матинянц. Один из самых успешных мэров в истории города переизбирался четырежды и прослужил на этом посту 12 лет. Мосты, канализации, водопроводы, первые высшие учебные заведения - все это строилось в период его правления. В это же время было спроектировано и построено здание городского общественного правления. Строить его было решено на площади Паскевича – Эриванского, на месте тогдашней жандармерии. К работам были привлечены архитекторы Озеров и Штерн. Строительные работы были завершены в 1886 году. На башне закрепили куранты, которые работают и по сей день.
По информации, изложенной в книге известного краеведа Саркиса Дарчиняна, новое здание все равно оказалось маленьким, и по решению городской управы было приобретено соседнее строение, в котором находилось общество дворян Тифлисской губернии для содействия нуждающимся в обучении. Для расширения пространства к флигелям были пристроены с обеих сторон еще здания. Оба крыла были выполнены в мавританском стиле и в этом же стиле и дошли до нас. Тифлисцы окрестили здание домом Матинова. В одном из флигелей управы действовали магазины и разного рода бытовые службы. Там помещалась аптека номер один известного аптекаря Айвазова. Он перебрался во флигель из Авлабари, когда флигель еще не был до конца отстроен. С 1902-го аптека отошла братьям Бройдо, а после смены власти ее и вовсе национализировали. В 2000-м аптека получила статус музея. Но, несмотря на это, во время реставрации здания аптеку упразднили.
В 2008 году мэрия города переместилась в другой район города, Сабуртало, а в бывшем здании мэрии остался лишь орган самоуправления города. После реставрации, которая длилась некоторое время, городские власти решили облагородить экстерьер здания. Перед зданием мэрии разбили сад, установили фонтан и посадили напротив главного входа бронзовых грифонов.
Зверюги являются точной копией тех самых грифонов, которые были найдены в подвале этнографического музея, после того как был разрушен в 1934-м караван-сарай Тамамшева, что находился на современной площади. Грифоны были установлены у входа в здание и держали в пасти цепь. В древней мифологии грифон, охраняющий сказочные сокровища Индии или золотые копи скифов, символизирует бдительность и свирепость. Наличие этих мифических существ у входа в караван-сарай еще можно объяснить, понятна задумка архитектора. Что охраняют наши грифоны или кого? Хотя, вполне возможно, устанавливая этих животных у фасада сакребуло, специалисты не особенно и задавались этим вопросом…