Насколько министерству образования удастся изменить существующую реальность, что необходимо сделать для того, чтобы добиться реальных результатов и как перейти на более высокой уровень образования – об этом и многом другом в беседе со Sputnik Грузия рассказал доктор психологических наук, писатель и разработчик школьных программ для сотен школ в мире Паата Амонашвили.
Основные правила для учителей от гения грузинской педагогики >>
Эксперты подготовили десять пакетов реформы образования, которые охватывают все направления. Реформы продлятся четыре года и будут нацелены на то, чтобы превратить Грузию в образовательный центр и сделать ее лидером в регионе.
- Как вы оцениваете реформу систему образования в Грузии?
- Насколько я знаю, все делается для того, чтобы дать школам больше свободы для творчества. А это, на мой взгляд, поможет многим учителям и директорам, которые творчески подходят к образовательному и воспитательному процессу.
- Эксперты говорят, что "Модель новой школы" будет основана на личностном развитии учеников, их комплексном мышлении, внедрении новых учебных программ, кроме того, запланирована переподготовка педагогов. Насколько это правильно и нужно в сегодняшней Грузии?
- Я считаю, что это очень правильно. Реально школа существует для детей и должна быть направлена на всестороннее развитие каждого ребенка. Там, где это получается сделать, видны результаты в развитии всей страны. Сегодня с помощью личностного развития школьников закладывается фундамент для будущего развития Грузии.
Какой будет "Модель новой школы" в Грузии >>
Вообще, школа – это воспитательно-образовательное учреждение, но, к сожалению, для многих учителей воспитательный элемент школы куда-то исчез, и они думают, что воспитывать детей должна только в семье. Однако без воспитательного элемента обучение теряет смысл. Как говорил великий русский ученый Дмитрий Менделеев, знание без образования – меч в руках сумасшедшего. Поэтому, я считаю, что личностное воспитание в школе должно быть одним из самых важных элементов.
- Министр образования Грузии Михаил Батиашвили часто делает акцент на внедрении технологий и инноваций в школах. Насколько это правильный подход?
- Без технологий сложно представить современную школу также, как и жизнь. Технологии нас окружают, и, конечно, во многом они делают нашу жизнь легче, хотя они таят в себе и некоторую опасность. Я думаю, любая техника – это инструмент для достижения тех или иных целей, а любой инструмент требует некоторых навыков использования. Внедрение дополнительных технологий в школах, конечно, правильное направление, иначе и быть не может. Но я был бы рад, если бы учили и тому, как с этими инструментами правильно обходиться. Ибо они могут разрушить человека, личность, душу. Надо не просто давать в руки детям технику, но и учить, как пользоваться этой техникой ради созидания.
- В школах Грузии анонсируют внедрение проекта "Здравствуй, Руби". Это серия финских книг, которая поможет освоить основы компьютерных наук, развить критическую оценку и анализ. Что вы знаете об этом методе и настолько он эффективен?
- Я не знаком непосредственно с этим проектом, хотя много читал про финскую модель образования, и, честно говоря, она меня просто восхищает. Восхищает тем, что из финских школ исчезли домашние задания, исчез и напряженный график. В финскую школу пришла свобода, где дети сами могут решать, чему и как учиться, пришла и свобода для учителей: автономность школ уже решается самими руководителями школы и родителями. И оказалось, что финские дети получают гораздо больше знаний и достигают гораздо больших успехов. Учитывая достижения детей, финское образование фактически стоит на первом месте во всем мире.
Однако Финляндия, насколько мне известно, шла к этому 50 лет, то есть многие поколения министров целенаправленно шли к одной цели. В сегодняшней программе реформ системы образования в Грузии предусмотрено, чтобы были выстроены общие цели, и в дальнейшем все министры ведомства и другие государственные структуры следовали этой программе. Это поможет Грузии пройти тот же путь, что и Финляндия, если, конечно, мы будем следовать такому хорошему примеру.
Что касается проекта "Здравствуй, Руби", то если эта серия книг является частью программы, направленной на то, чтобы сделать образовательную систему Грузии похожей на финскую модель, то это отличное дело.
- Что должно быть учтено в первую очередь, чтобы изменить систему образования в лучшую сторону?
- Об этом много думали и говорили классики педагогики Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, Василий Сухомлинский и многие другие. Все видели школу одинаково, и я просто не могу не согласиться с этим мнением. Главное в школе – это воспитание человека с большой буквы, чтобы из школы выходили люди, настоящие люди, а не "полулюди", которые не видят цель в жизни и тонут в плотских удовольствиях. Поэтому главная цель школы — это не просто давать знания, а воспитывать человека. Нужно направить всю реформу на это, хотя это очень сложный процесс.
Как школьники прославили Грузию в 2018 году >>
Личность воспитывается через образы, поэтому в школе должны появиться учителя с большой буквы. Тогда воспитание детей, личности будет проходить наилучшим образом. Вот есть такое мнение знаменитого российского филолога Дмитрия Лихачева, где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики. Вот все так просто.
Гуманная педагогика приняла очень широкое распространение по всему миру. Для того, чтобы перенять опыт, нужны тренинги, практические занятия, которые, в принципе, и проводятся в последнее время.
Если получается применить принципы гуманной педагогики в некоторых школах Грузии, то почему не получится и у других? Я считаю, что Грузия точно готова к тому, чтобы начать движение к лучшей школе, это однозначно.