ТБИЛИСИ, 11 июн - Sputnik. Инвестиции более 250 миллионов долларов и сотни рабочих мест обещает компания APM Terminals Poti в случае реализации проекта расширения морской пристани в Поти (регион Самегрело – Земо Сванети), сообщает Первый канал со ссылкой на заявление компании.
В конце мая мэрия муниципалитета Поти сообщила о том, что в Потийском порту планируется строительство новой, глубоководной пристани. Согласно сообщению, должен был быть построен защитный мол длиной более 1,6 тысячи метров и причал длиной 700 метров. Там же было отмечено, что стоимость первого этапа проекта - 250 миллионов долларов.
"Планируется трудоустроить в проект по большей части грузинскую рабочую силу, что создаст дополнительно сотни рабочих мест… Свыше 40 тысяч местных жителей экономически полностью зависят от порта", - заявляет компания.
В проекте будут использованы существующая инфраструктура, а также транспортно-логистические базы в городе Поти. После осуществления проекта, пропускная способность порта увеличится еще на 10 миллионов тонн. Продолжительность строительства 24-30 месяцев.
Скандал вокруг строительства портов в Поти и Анаклия продолжается >>
APM Terminals Poti сообщила, что заявление насчет получения разрешения на строительство первого этапа трехступенчатого процесса было предъявлено официальным структурам Грузии 11 октября 2018 года, в соответствии с законодательством. Положительное заключение компания получила 2 мая 2019 года, а уже 30 мая решение упразднили.
"Расходы правительства в инвестиционном проекте расширения морской пристани в Поти практически равны нулю, - сообщает APM Terminals Poti.
Почему разорвали соглашение
Ранее глава Минэкономики Грузии Натия Турнава заявила, что документ, который был выдан, касался т.н. предварительных условий землепользования, который был выдан приказом начальника Агентства технического и строительного надзора (Григол Какауридзе - ред.), и вопрос не был согласован ни с одним действующим членом правительства, в том числе с ней.
Минэкономики: порт Анаклия в приоритете, но претензии порта Поти понятны >>
По этой причине, а также ссылаясь на процедурные нарушения по выдаче документа, Турнава приняла решение аннулировать его, а руководителя Агентства уволила с занимаемой должности.
С чего все началось
Категоричному решению Турнава предшествовала тревога "Консорциума развития Анаклия", который строит первый глубоководный порт в стране. В компании даже заявили, что "проект века" может быть приостановлен из-за "новых обстоятельств".
Турнава успокоила представителей консорциума и призвала сконцентрироваться на выполнении взятых на себя обязательств, чтобы строительство важнейшего порта началось своевременно.
Министр добавила, что у проекта есть беспрецедентная поддержка со стороны власти, начиная от инфраструктуры стоимостью 300 миллионов лари (около 108 миллионов долларов), заканчивая приобретением земли на 70 миллионов лари (около 25 миллионов долларов), с дополнительным финансированием в 100 миллионов долларов, а также полной юридической поддержкой.
Строительство порта Анаклия началось в декабре 2017 года, и он должен начать работу уже в 2021 году. В настоящее время продолжаются работы по углублению дна.
Министр: порт Анаклия не сможет принять первый корабль в 2020 году >>
"Консорциум развития Анаклия" основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) G-Star Ltd. (Болгария).
На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Кредиторы уже найдены, но, чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку. И вот с этим возникли проблемы.
Самым главным требованием является покрытие риска грузооборота. Банки-кредиторы требуют, чтобы государство, с одной стороны, обеспечило бы эти кредиты, а с другой стороны – покрыло бы риск поступления грузов.