ТБИЛИСИ, 23 мая — Sputnik. Государство и кредиторы строительства глубоководного порта Грузии в Анаклия так и не смогли прийти к соглашению по предоставлению гарантий покрытия рисков грузооборота.
Власти Грузии возлагают на порт большие надежды, так как он усилит транзитную роль страны, привлечет дополнительные инвестиции и положительно скажется на экономике страны.
Консорциум: дело об отмывании денег мешает строительству порта Анаклия >>
Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года, в данный момент ведутся работы по углублению дна. Его осуществляет Консорциум развития Анаклия, который основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) G-Star Ltd. (Болгария).
Порт должен начать работу в 2021 году, то есть уже через два года там должна быть устроена вся инфраструктура, позволяющая принимать суда, транспортировать и хранить грузы, а для этого нужны финансы.
На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Кредиторы уже найдены, но, чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку. И вот с этим возникли проблемы.
Закрытие финансовой сделки, после которой должна была начаться активная фаза строительства, должно было изначально произойти 15 августа 2017 года. Однако, по инициативе Консорциума, эта дата откладывалась три раза. Теперь закрытие финансовой сделки должно произойти до 15 июня 2019 года.
Что происходит с портом Анаклия: министр рассказала о проблемах >>
Однако кредиторы выдвинули ряд требований. В том числе по поводу фаз строительства порта, условий разрыва соглашения, ограничения роли государства в вопросах принятия решений.
Самым главным требованием является покрытие риска грузооборота. Банки-кредиторы требуют, чтобы государство, с одной стороны, обеспечило бы эти кредиты, а с другой стороны – покрыло бы риск поступления грузов.
Государство должно создать резервный счет, на котором должна быть размещена сумма обеспечения кредита. У государства будет право заполнять этот счет, а если государство не исполнит этого, банки смогут разорвать соглашение, и соответственно после разрыва соглашения всю сумму кредита должно будет покрыть государство.
Пойдут ли власти на компромисс
На данный момент власти не намерены выполнять требование об обеспечении рисков грузооборота.
"Есть политические риски, есть форсмажорные риски, связанные с окружающей средой, есть законодательные риски. По этим типам рисков мы максимально конструктивны и максимально открыты и готовы оказать помощь. Что касается коммерческих рисков бизнеса и риска грузов, мы считаем это неправильно. Программа, согласованная с Международным валютным фондом, не учитывает того, чтобы государство брало на себя финансовые риски в этой части", - сказал министр финансов Грузии Иване Мачавариани.
При этом глава Минфина отметил прогресс в переговорах с инвесторами и подчеркнул, что для окончательной договоренности может понадобится еще несколько раундов переговоров.
В то же время премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе заявил, что порт в Анаклия обязательно будет построен и на данном этапе смена инвесторов не рассматривается.
Консорциум развития Анаклии планирует выпустить акции >>
"Порт имеет стратегическое значение, и, исходя из этого, он обязательно должен быть построен. Второе, он должен быть построен как можно скорее. Мы руководствуемся этими принципами. Смена инвестора не рассматривается , и мы окажем максимальную поддержку, чтобы Консорциум смог мобилизовать финансовый ресурс", - сказал Бахтадзе.
Консорциум ищет выход
Между тем Консорциум развития Анаклия нашел альтернативы обеспечения коммерческих рисков.
"У нас остался главный вопрос, который касается страхования рисков грузов, по которому соглашение не было достигнуто, но есть альтернативные варианты и механизмы, которые можно использовать. В том числе этот вопрос можно урегулировать при подключении одного из фондов Евросоюза, который можно использовать для покрытия рисков", - сказал глава Консорциума Леван Ахвледиани.
По его словам, это не означает, что правительство исключается из этого процесса, в какой-то мере ему придется поучаствовать При этом глава Консорциума не исключил, что закрытие финансовой сделки вновь перенесут.
Мнение со стороны
Эксперт по экономическим вопросам Акакий Цомая усмотрел в разногласиях по поводу заключения финансовой сделки политический подтекст.
Что происходит вокруг строительства порта Анаклия? >>
"Я думаю, что тут есть политические интересы и правительство не хочет тех инвесторов, поэтому оно ищет какие-то причины, чтобы сорвать соглашения, существующие на сегодняшний день. Я понимаю, что страхование кредита правительством не должно быть его обязанностью. Тот, кто выдает кредит, тот и берет на себя риски, но кредиторы ставят вопрос так: что случится, если политическая ситуация изменится", - сказал Цомая в интервью Sputnik Грузия.
По мнению эксперта, если правительству нужен этот проект, то оно должно взять на себя этот риск.