ТБИЛИСИ, 20 июн - Spuntik. Представители царских династий Грузии погребены в Николо-Феодоровской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, сообщил помощник наместника Александро-Невской Лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей Одинцов.
На пресс-конференции в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Грузия специалист рассказал о планах, которые можно осуществить в связи популяризацией грузинского некрополя в Санкт-Петербурге.
Грузинский некрополь
Первая могила грузинской царской семьи была обнаружена еще в 2005 году, это был младенец Георгий, сын царевича Иулона (сын Эрекле II – ред.). Уникальные находки были обнаружены при реставрации церкви имени праведного Федора Новгородского. После демонтажа поздних советских построек на территории храма были найдены надгробные плиты знатных грузинских семей - всего 38 фамилий.
В Николо-Феодоровской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры погребены представители династии Багратиони. В некрополе Лавры также покоятся представители знаменитых древних родов Дадиани, Амилахвари, Гуриели, Эристови-Ксанских.
"Я нахожусь в Тбилиси в гостях, по приглашению грузинской диаспоры Санкт-Петербурга, с вопросом, который, на мой взгляд, может быть актуальным мостиком межгосударственных, межкультурных, исторических связей. Грузинский некрополь Александро-Невской лавры, как мы его называем, является очень интересным памятником, который открывает совершенно неожиданную страницу", - заявил Одинцов.
По словам Одинцова, не многим известно, почему и как оказались представители грузинской царской семьи в Санкт-Петербурге, что они делали на берегу финского залива?
"Такие элементарные, но абсолютно значимые знания о том, что царевич Александр был товарищем детских игр Петра Первого, о том, что он был первым русским артиллеристом, о том, что первый грузин, посетивший Санкт-Петербург, был князем Заалом, который пришел просить выкуп за царевича Александра, попавшего в шведский плен. Он, как известно, отказался от выкупа, несмотря на то, что выкуп уже был привезен и даже принят шведским правительством. Все вот эти моменты должны быть привязаны к какому-то материальному носителю", - заявил Одинцов.
В 2005 году, когда была обнаружена первая могилка царской семьи Багратиони, работы в Лавре превратились не в ремонтные, а в археологические, подчеркнул Одинцов. Специалисты потихоньку снимали полы, и одну за другой обнаруживали могилы грузинской царской семьи.
"Мы подошли к тому моменту, когда действительно должны решить, что делать дальше", - заявил Одинцов, добавив, что важно говорить и рассказывать об этом.
По мнению Одинцова, говорить об этом нужно на профессиональном уровне.
"Мы можем эти могилы законсервировать, музеефицировать, отреставрировать, но в любом случае к ним кто-то должен приходить… Нужно понимать, что это действующий храм. И вряд ли кто-то из тех, кто там захоронен, хотел, чтобы его надгробие становилось музейным экспонатом", - отметил Одинцов.
Новая достопримечательность
Грузинский некрополь интересен и в плане туризма и его включения в туристические тропы Санкт-Петербурга, заявил Одинцов.
"Александро-Невская лавра находится в конце Невского проспекта. Она является как бы итогом прохождения туриста через весь парадный Санкт-Петербург. Турист, выходящий от Адмиралтейства, проходящий мимо Эрмитажа, парадного Невского проспекта, оказывается в достаточно тихом, провинциальном Старо-Невском и, в результате, приходит в Александро-Невский монастырь - монастырь, который был сформирован Петром Первым. Вот в этом монастыре мы и обнаруживаем целый грузинский некрополь, который знаменует достаточно сложный, но чрезвычайно интересный период присоединения Грузии к России",- считает Одинцов.
По словам Одинцова, заместителем начальника по туризму Санкт-Петербурга является Нина Гвичия, и она как, с одной стороны, ответственный чиновник, а с другой - этнический грузин, не сможет оставить маршрут грузинского некрополя в стороне от перспективных туристических дорог.
Грузинский некрополь вряд ли будет интересен туристам, к примеру, из Китая, но для внутреннего туризма и путешественников из стран Ближнего зарубежья этот объект будет чрезвычайно полезен и нужен, отметил Одинцов.
Кто есть кто?
Помощь грузинских историков и специалистов один из самых принципиальных и важных моментов в этом вопросе, заявил Одинцов. По его словам, работая в питерских архивах, невозможно выявить все факты, связанные с теми или иными персоналиями, учитывая то, что большая часть их жизни прошла на территории Грузии. Поэтому очень важно, чтобы работа в архивах велась и в Грузии, отметил Одинцов.
"Конечно, мы не являемся ни носителями культуры, ни людьми, которые понимают все обстоятельства, нюансы взаимоотношений, поэтому так или иначе трактовка происшествий более 200 летней давности и роли личностей в истории, которые составляют весь предмет нашего разговора, они должны быть поданы как минимум с двух сторон. Причем здесь, я полагаю, что подача грузинской стороны гораздо важнее", - заявил Одинцов.
Одинцов выступает с инициативой издания книги о грузинском некрополе Александро-Невской Лавры. По его мнению, она должна быть издана на трех языках – грузинском, русском и английском.
Немаловажным Одинцов считает и проведение выставки, посвященной данной тематике в Санкт-Петербурге, Москве и Тбилиси.
"В настоящий момент у нас накоплено достаточное количество фото- и видеоматериалов … Я очень хотел бы привести выставку в Тбилиси. Я предполагаю, что она должна быть в Санкт-Петербурге, Москве и приехать в Тбилиси уже с одним по крайней мере стендом или блоком, который нам рассказывает о реакции на эту выставку со стороны петербуржской или московской диаспоры", - заявил Одинцов.
Представители Александро-Невской лавры ведут переговоры также с Испанией, где проживают потомки царской династии Багратиони.