ТБИЛИСИ, 16 сен — Sputnik. Итоги седьмого мониторинга работы Высшего совета юстиции Грузии за 2018 год представили в понедельник ведущие неправительственные организации "Ассоциация молодых юристов Грузии" и "Международная прозрачность – Грузия", говорится в сообщении на сайте НПО.
В отчете НПО дана оценка законодательству, регулирующему деятельность Совета, его деятельности по отбору и назначению судей, прозрачности деятельности органа, правилу назначения председателя суда и практике дисциплинарной ответственности судей.
Результаты мониторинга
В отчете НПО говорится о том, что Высший совет юстиции страны не смог на практике обеспечить надлежащее осуществление "третьей волны" реформы судебной системы. По их словам, данное новшество не смогло существенно устранить проблемы в судебной системе страны, а в некоторых случаях само способствовало их углублению.
Существующие нормативные рамки значительно усиливают влиятельные группы судей. Судьи назначены на должности с теми же погрешностями, устранить которые было целью реформы.
В составе Совета остается проблема плюрализма мнений и явного неприятия критического мнения, что затрудняет предметное обсуждение и обоснование решений на заседаниях Совета.
Вновь неэффективной остается система подотчетности судей, что включает в себя угрозу независимости судьи.
Законодательство характеризуется такими погрешностями, которые дают Совету возможность принимать необоснованные и субъективные решения.
Долидзе принесла тапочки на собеседование с судьями >>
Изъяны законодательства об отборе и назначении судей дают Совету возможность проводить процессы необъективно и непрозрачно. Решение назначать судей путем голосования дает возможность членам Совета принимать решения без учета результатов оценки.
Вместе с тем, для кандидатов, которые не допускаются на этап голосования, не предусмотрен механизм обжалования, также не установлено обязательство обоснования оценки судей, не формализован процесс собеседования с кандидатом, что дает широкую возможность произвола. Проблематичным является и правило, установленное Советом, проведения закрытых собеседований.
Конкурс проводился в условиях конфликта интересов. Несмотря на запрещение законом, члены Совета участвуют в процессе собеседования с кандидатами, имеют доступ к конфиденциальным документам, касающимся информации о кандидатах. Это ставит участвующих в конкурсе членов Совета в несправедливые и неравные, по сравнению с другими кандидатами, условия.
Право проведения квалификационных экзаменов дает возможность Совету полностью контролировать процесс отбора/назначения судей.
Совет назначает председателей суда, коллегии, палаты, без соответствующих критерий и процедур, зачастую в неконкурентной среде. В отчете поясняется, что процесс собеседования с кандидатами носит чисто формальный характер и оставляет впечатление, что назначение конкретного кандидата было решено заранее.
Помимо всего прочего, в отчете сказано и о низком качестве прозрачности деятельности Совета. В 2018 году 34 кандидата в судьи прошли собеседования в закрытом формате.
Список судей уже в парламенте - судебный скандал в Грузии исчерпан? >>
Помимо этого, в отчете отмечено, что группа мониторинга уже седьмой год указывает на проблему публичного освещения заседаний Совета (посредством медиа). За указанный период медиасредства могли освещать лишь открытие заседаний.
Судебный скандал
Верховный суд Грузии оказался в центре внимания общественности из-за скандала, который разразился в Грузии в конце декабря 2018 года. Все началось с того, что Высший совет юстиции представил в парламент список кандидатов в судьи. В нем оказались судьи, которые при власти третьего президента Грузии Михаила Саакашвили принимали скандальные решения по делам представителей на то время оппозиционной "Грузинской мечты", а также те, кого в последнее время обвиняли в "клановом управлении" судом.
В результате было принято решение список отозвать и разработать четкие критерии отбора кандидатов в судьи Верховного суда Грузии, чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно объективности судебной власти. Сразу после разработки новых критериев в мае начался прием заявок от желающих стать судьями Верховного суда.
Бюро парламента Грузии 9 сентября зарегистрировало 20 кандидатов в судьи, которых представил Высший совет юстиции страны.
В Верховном суде крайне не хватает судей. В настоящее время там работают 11 судей, в то время как их должно быть не менее 28.