Был июнь 1843 года. Шамиль, духовный лидер северокавказских мусульман, восставших против Российской империи, запланировал очередные военные операции. Он хотел перенести борьбу на территорию Грузии, чтобы еще больше развернуть линию фронта и тем самым вызвать разрозненность российских соединений. Но для этого хевсуры должны были дать дорогу войску имама.
Шамиль послал людей к шатильцам и велел передать, что если его пропустят без боя, он не возьмет дани и вообще даст свободу.
Шатильцы удивились: дескать, что за обещания раздает Шамиль, когда хевсурам сам Господь даровал свободу?! В ответ вождю горцев передали угрозу, что до тех пор, пока они живы, врагу могут предоставить только путь к бегству, а через свою землю не пропустят.
Шамиль разгневался и для уничтожения села направил около пяти тысяч хорошо обученных воинов под командованием одного из своих лучших командиров Ахверда Махмуда.
В те времена в Шатили проживало около 50 семей. По идее, малочисленному населению одного села противостоять отборному войску чеченцев и дагестанцев должно было быть крайне сложно. Но этим одним селом был Шатили, а его малочисленное население – хевсуры, чуть ли не с рождения владеющие оружием и закаленные в сражениях. К тому же Шамиль затронул их достоинство – будучи сам горским воином, он оскорбил сыновей гор. Разозленные хевсуры только и мечтали, чтобы Шамиль пришел сам, и хотели заставить его горько пожалеть о своих словах.
Сверхъестественный смертный, или Легенды о Давиде Строителе >>>
Шамиль знал, что крепости привыкших к войнам шатильцев сооружены таким образом, что оставалось впечатление, будто они с тыльной стороны прислонены друг к другу, целиком были защищены улицы и переходы в постоянном ожидании врага.
Горский имам также знал, что при появлении неприятеля весь Шатили сразу же вооружался – и женщины, и мужчины, и стар, и млад. Знал, но все равно надеялся на своих джигитов.
Весь мир тогда восхищался Шамилем и его воинами. Возносили до небес их удивительную доблесть и воинский дух. А теперь в сражении должны были сойтись несгибаемые защитники города-крепости Шатили и непобедимые горцы, которых не могла сломить огромная империя.
Рать Шамиля атаковала село одновременно с трех сторон. Шатили, вооружившись, ждал врага. Говорят, первый горский наездник был насмерть поражен хевсуркой Мзевинар. Она находилась на мельнице, когда семь наездников неожиданно ворвались и один лезгин, схватив ее за волосы, собрался втащить на лошадь. Женщина выхватила спрятанный в подоле кинжал и вонзила во врага. А потом сама пала от руки противника.
Свидетелями этого стали прятавшиеся в скальном гроте три хевсура, среди которых был отец Мзевинар – Батака. Несчастный отец, обезумев от горя, кинулся в сторону врага, остальные последовали за ним. Только один из лезгин спасся и побежал в сторону Шатили, на что хевсуры крикнули ему вдогонку, что там его "встретят хлебосольно"…
Знаменитый мегрельский тамада и иранский шах, погибший от вина >>>
Первое же столкновение показало Ахверди Махмуду, что так просто ему шатильцев не одолеть. Он снова потребовал пропустить его без боя и взамен предложил хевсурам девять ружей с патронами в придачу. Разгневанные хевсуры ответили командиру Шамиля, что ни о чем и речи не может быть, и пообещали отомстить за кровь Мзевинар.
…Весь день длилось ожесточенное сражение в Шатили. Воины Шамиля пытались поджечь башни, но хевсуры беспощадно рубили врага, не давая возможности осуществить задуманное. Тем временем стемнело, но это не могло остановить битву. До утра раздавались ружейные выстрелы и звон сабель. А на рассвете горы трупов Ахверди Махмад приказал прикрыть бурками – он опасался, что такие большие потери могут вызвать в его войске панику.
Сражение возобновилось. Шатильцы бились самоотверженно, на поле боя вышли и стар, и млад. Ахверди Махмуд всерьез задумался о последствиях и снова предложил хевсурам мир. На переговоры отправились четыре шатильца, но враг по-прежнему требовал предоставить ему путь, и мира не получилось. Тогда люди Шамиля собрались взять послов в плен. Двоих удалось пленить, один сумел бежать, а четвертого лезгины убили.
Вероломство врага пуще прежнего разожгло в хевсурах огонь гнева. Лишь рассвело, они ринулись в бой с окружившим их врагом. Беспримерная самоотверженность горстки хевсуров явно меняла исход сражения… Однако до тех пор разыгралась еще одна беда.
Исторический парадокс: золотой век Грузии и тысячи грузин, проданных в рабство >>>
Укрепившиеся в прочном, добротном доме из камня и извести, одна супружеская пара оказала отчаянное сопротивление врагу. Жена заряжала ружье, муж стрелял, и кистинцы с лезгинами не могли к ним даже приблизиться. Там же рядом с ними стояла колыбель с младенцем, которого поразила залетевшая пуля… Увидев умершего ребенка, мать не проронила ни звука, чтобы стрелявший муж не отвлекался и не промахнулся… Только после того, как бой закончился, отец узнал о гибели наследника…
Это известие еще больше разгневало хевсуров. Они ожесточенно сражались на поле боя и безжалостно поражали врага. Смертельно был ранен Ахверд Махмуд. Потом они атаковали оставшихся без командира чеченцев и дагестанцев, вырезая шашками всех, кто попадался на пути. Почти до Джаруго хевсуры преследовали прославленных воинов Шамиля. И только убедившись, что враг уже в их сторону даже не посмотрит, прекратили погоню.
На том дело и кончилось – с тех пор Шамиль не беспокоил Шатили и шатильских орлов….