Участниками разговора стали экс-генпрокурор Грузии Гия Мепаришвили и доктор права, профессор Венеди Бенидзе.
На следующей пленарной неделе парламент Грузии, предположительно, утвердит кандидатуру генерального прокурора Ираклия Шотадзе. После этого на повестку дня встанет вопрос об избрании председателя Верховного суда Грузии.
Прокурорский совет Грузии выдвинул Шотадзе на пост генпрокурора >>>
Напомним, расследование дела об убийстве подростков Дато Саралидзе и Левана Дадунашвили в массовой драке в декабре 2017 года оказалось фатальным для карьеры Ираклия Шотадзе. Прокуратура на суде не смогла доказать виновность обвиняемого в убийстве школьника Давида Саралидзе, и Шотадзе ушел в отставку на фоне акций протеста и возмущения общественности. Позже выяснилось, что в деле об убийстве школьников был замешан сотрудник прокуратуры, который покрывал своего родственника.
"К сожалению, эта практика очень тесно прижилась на протяжении последних лет. Ни один генеральный прокурор и ни один председатель Верховного суда не смог пробыть на своем посту предусмотренный срок. Наверное, причину мы должны искать в исторических условиях, которые сложились в нашей стране и которые существуют до сих пор. И, в первую очередь, причина этому – нестабильная политическая обстановка", - сказал бывший генеральный прокурор Грузии Гия Мепаришвили.
"Если речь идет о том, правильный ли шаг сделал Шотадзе, то это был неправильный шаг. Во-первых, должно быть представлено конкретное обвинение. Например, что генеральный прокурор должен покинуть свой пост, потому что допустил серьезные нарушения при исполнении своих обязательств. Этого не было", - считает Венеди Бенидзе.
Скандальное собеседование кандидата на пост Генпрокурора Грузии >>>
По словам Бенидзе, Шотадзе, уйдя с поста генерального прокурора, поддался капризам оппозиционной партии "Единое национальное движение", которая поддерживала протестные настроения в стране во время скандала об убийстве двух школьников на улице Хорава.
В этой дискуссии Мепаришвили выступил оппонентом Бенидзе и заявил, что решение Шотадзе уйти с поста генпрокурора в такой критической ситуации было правильным.
"Ситуация была настолько напряжена, что единственным правильным решением, как политическим, так и моральным, было сделать так, как сделал Шотадзе", - подчеркнул Мепаришвили.
В таком случае, по мнению профессора Бенидзе, Шотадзе не должен был представлять свою кандидатуру на пост генерального прокурора и вновь претендовать на этот пост.
"Его отставка была неправильным решением. И его возвращение тоже будет неправильным решением. Если он уже ушел в отставку, значит, ты учел ситуацию и будь добр, подожди", - считает доктор права.
Когда Шотадзе возглавлял прокуратуру, ведомство претерпело серьезные изменения. Так в ведомстве был создан специальный департамент, который расследовал дела по преступлениям, совершенным в период правления "Единого национального движения". Кроме того, появились специальные прокуроры по делам о семейном насилии, а также консультационный совет при Генпрокуратуре.
В этот период Генеральная прокуратура раскрыла ряд громких дел, в том числе дело о мошенничестве строительной компании "Центр-пойнт", дело о распространении кадров личной жизни журналиста и дело о покушении на секретаря-референта Католикоса-Патриарха всея Грузии Шорену Тетруашвили.
Гахария: бывший генпрокурор Шотадзе достойный человек и профессионал >>>
Обоим экспертам оказалось непросто строить какие-либо прогнозы касательно того, как повлияет на систему и ситуацию в стране возвращение Шотадзе на пост главного прокурора, а также сможет ли он впервые в истории занимать этот пост ровно столько, сколько предполагается главному прокурору.
"Что будет дальше? Хочется надеяться, что все поменяется в лучшую сторону. Наверное, завтрашний день будет лучше", - заключил Мепаришвили.