ТБИЛИСИ, 25 фев — Sputnik. Тбилисский городской суд во вторник признал виновным 19-летнего Михаила Каландия - второго обвиняемого в групповом убийстве школьника Давида Саралидзе, поставив фактическую точку в одном из самых громких дел последних лет.
Дело об убийстве подростков: суд признал виновным еще одного фигуранта>>
Расследование дела длилось почти три года и породило множество скандалов, громких заявлений и обвинений.
Начало истории
Все началось утром 1 декабря 2017 года в мужском туалете школы №51: одиннадцатиклассник направил на девятиклассника игрушечный пистолет и выстрелил, из-за чего между школьниками началась словесная перепалка. Эти подростки, чьи имена не называются, договорились встретиться после уроков и разобраться.
Местом разборки стал двор жилого дома на улице Хорава неподалеку от школы. Каждый из подростков позвал на подмогу знакомых.
Девятиклассник позвал 9 своих друзей, в том числе и сына сотрудника прокуратуры Мирзы Субелиани. В этом же фланге оказались ученик других школ Михаил Каландия, Георгий Джанашия и Гуга Барбакадзе.
На подмогу 11-класснику пришли 10 человек, в том числе Леван Дадунашвили и Давид Саралидзе. В результате между собой столкнулись две группы из 10 и 11 человек. Стороны расположились "стенка на стенку" у деревянного навеса, и между ними началась драка.
В ходе драки Саралидзе повалил Джанашия под навес, а Джанашия ударил Саралидзе несколько раз ножом. Там же под навесом был Каландия, который сначала держал Саралидзе, а после также несколько раз ударил его ножом.
Драку под навесом попытался разнять Леван Дадунашвили, но его ударил ножом Гуга Барбакадзе.
После того как подростки увидели кровь, они сбежали. В это время жители двора вызвали уже полицию и скорую. Дадунашвили скончался на руках местных жителей, а Саралидзе доставили в больницу с 13 ножевыми ранениями. Скончался Давид Саралидзе 2 декабря. Скорбь его отца Зазы Саралидзе стала самыми тяжелыми кадрами 2017 года.
Скандальное следствие и приговоры
Уже 1 декабря ночью полиции удалось задержать виновного в смерти Левана Дадунашвили - Гугу Барбакадзе. Поиски Джанашия, которого на первом этапе следствие считало единственным виновным в убийстве Саралидзе продолжались три дня. Школьник скрывался в деревне и 4 декабря сам принял решение сдаться полиции.
В то же время, полиция задержала отца Михаила Каландия и старшего брата, которые помогли Джанашия смыть кровь и уничтожили его одежду и оружие. Сам Михаил Каландия стал главным свидетелем прокуратуры против Джанашия.
Весь процесс расследования занял почти полгода и 31 мая 2018 года Тбилисский городской суд огласил приговор, который стал началом самого громкого общественного протеста против системы. Главной его проблемой следователи назвали недоверие к полиции несовершеннолетних, в том числе и участников драки.
По решению суда, Барбакадзе действительно убил Дадунашвили, а вот Джанашия виновен лишь в попытке убийства Саралидзе.
Отец Давида Саралидзе - Заза Саралидзе, изначально говорил, что виновных в убийстве больше, чем те двое, которых задержали. Он обвинил прокуроров в необъективном расследовании дела и покрывательстве виновных.
На спонтанные акции в поддержку скорбящего отца пришли сотни тбилисцев. Буквально за несколько часов такие акции протеста образовались во всех крупных городах Грузии. Их организаторами впервые за много лет истории Грузии стали не политические партии, а рядовые жители.
В тот же день события стали развиваться буквально за секунды: главный прокурор Грузии Ираклий Шотадзе ушел в отставку, в парламенте создалась следственная парламентская комиссия, которую возглавила оппозиция, а дело вернули на дорасследование.
Между тем, акция в поддержку Саралидзе, которая собрала тысячи сторонников, переместилась на главный проспект Руставели и стала одной из самых масштабных акций общественности, где главную роль играли не политики, а обычный человек – отец убитого школьника, требующий наказания убийц своего сына.
Акции протеста в центре Тбилиси длились почти год, то стихая, то возобновляясь вновь. За это время сами акции не раз становились объектом интереса общественности и следствия. По стычкам и заявлениям на акциях было возбуждено несколько уголовных и административных дел. Сам Заза Саралидзе обвиняется в нападении и избиении полицейского. Он хоть и извинился потом перед полицейским, уголовное дело никто не закрыл.
Власти Грузии отнеслись к протесту скорбящего отца с пониманием. Однако, их раздражали попытки оппозиционных партий заработать на трагедии политические очки. Самого Саралидзе пытались обвинить в том, что его контролирует бывшая правящая партия "Единое национальное движение", но результаты повторного расследования показали, что в деле все же нечисто.
Повторное расследование
Новое расследование установило, что сотрудник прокуратуры Грузии Мирза Субелиани был в курсе деталей убийства и намеренно скрыл информацию от следствия, также был задержан и родственник Георгия Джанашия - за оказание давления на Михаила Каландия. Между тем, следственная комиссия парламента в результате своего собственного расследования заявила о возможной причастности Каландия к убийству.
Точку в акциях протеста поставил Тбилисский аппеляционный суд, который переквалифицировал обвинение Джанашия как умышленное убийство группой лиц в июне 2019 года. На следующий день полиция задержала Михаила Каландия по обвинению в умышленном убийстве. Таким образом протест Саралидзе принес свои плоды.
По решению судов, Каландия и Барбакадзе проведут в тюрьме 11 лет и 3 месяца, а Джанашия 4 года и еще четыре года будет отбывать условный срок.
Прецедент и символы
Политолог Арчил Сихарулидзе в интервью Sputnik Грузия заявил, что дело Саралидзе стало показательным и этот тот случай, когда обычный гражданин смог добиться того, чего хотел.
"Проблема Саралидзе была в том, что у нас до сих пор есть этот менталитет, что сотрудничать со следствием – это донос. Пока мы с этим не будем бороться, особенно среди молодежи, мы никогда не сможем построить нормальную судебную систему. Саралидзе стал известным, потому что он до конца считал, что там кого-то еще не поймали. Поэтому, если он сейчас считает, что всех поймали, надеюсь он успокоится… И наконец-то сейчас этот человек получил то, чего хотел, и, надеюсь, он получил это заслуженно", - сказал Сихарулидзе.
Теперь в деле об убийстве школьников поставлена точка. А от этого дела в Тбилиси останется странный символ – отсутствие новогодней елки перед зданием парламента на проспекте Руставели. В 2018 году главную елку Тбилиси из-за акций Саралидзе перенесли на площадь Первой Республики, и это стало новой традицией.