Чрезвычайное положение, как ни странно, позволило придирчивому читателю наглядней судить о политических предпочтениях тех или иных изданий. Раньше их позиция, построенная на конкретных событиях и акциях, проявляясь лишь в ненавязчивом смещении баланса при толковании фактов. Так что, сохранять хорошую мину не трудно было даже при плохой игре.
Коронавирус вкупе с жесткими регуляциями практически свел на нет активные формы протеста. И газетам пришлось более прямолинейно демонстрировать свои приоритеты. Как, скажем, "Ахали таоба" (23.04.), крупно вынесшей на первую полосу шапку: "Зелинский предложил Михаилу Саакашвили пост вице-премьера Украины". Издание не скрывая пыталось подать возможное назначение госчиновника в соседней стране как главное событие для нашей!
От слепой пули до незрячей волны
Подмена акцентов для многих стала удобным методом внешне сохранять объективность. Возьмем событие очень трагическое и нелепое: слепая пуля, выпущенная полицейским случайно убила находившуюся в собственной квартире 50-летнюю женщину. Однако в качестве ключевого тут подано слово "полицейский". Именно на этом основании одна из лидеров националов Хатия Деканоидзе обрушилась на действующим режим, обвинив его в насаждении выборочного права и безнаказанности ("Ахали таоба", 23.04.). Причем, следствие не завершено, не ясны конкретные обстоятельства дела. И приговор суд не выносил, поскольку без следствия не могло быть и суда.
Оппозиция на этот раз тонко уловила изменение в настрое общества в связи с продлением режима ЧП. Независимый депутат Давид Чичинадзе поспешил заметить, что закрылись все колхозные рынки и появился новый монополист "Джибе" (23.04.). Намек очевиден. Да и название для закупочной фирмы (в переводе "Карман") действительно неудачное с учетом отношения общества к такого рода конторам. Однако вряд ли разумно, прибегнув к голым намекам, оспаривать очевидное – в условиях карантина монополия неизбежна.
Крайне важны не общие рассуждения на заданную тему, а факты. Особенно когда речь заходит, как пишет газета, "о возможном перераспределении ряда отраслей и дел в пользу групп, контролируемых правительством". И об этом говорит не публицист, а профессиональный экономист, президент "Новой экономической школы – Грузия" Паата Шешелидзе (23.04.). Голословные подозрения и смещение акцентов способны вызвать лишь обратную реакцию и усугубить разочарования. В то время как некоторые решения действительно многим представляются спорными и заслуживают более глубокого анализа.
Как помочь людям в условиях ЧП: в парламенте прошли яркие дебаты >>
Продление режима чрезвычайного положения может спровоцировать протестную волну среди населения, - высказывает опасения журналист "Резонанси" Эльза Папошвили (23.04.). Это подтверждает массовая акция протеста в Марнеули, откуда не был своевременно организован вывоз сельхозпродукции. Журналист Тамар Шуквани добавляет, что по утверждению парламентского большинства данной акцией управляла "Европейская Грузия". Однако оговорка, прямо скажем, беспредметная, поскольку у протеста предмет-то как раз был – конкретный и справедливый. Руководство на месте и выше могло легко его предвидеть. Благо меры были приняты незамедлительно.
Кому в Грузии жить хорошо?
Правительство подчас не утруждает себя объяснениями в вопросах, у многих вызывающих сомнения. Трудно, конечно, оспаривать в сложившейся эпидемиологической обстановке ЧП и комендантский час. Однако никто даже не попытался привести убедительных оснований для затянувшегося более чем на неделю запрета ездить на легковых автомобилях. Трудно сказать, что дало это в плане предотвращение эпидемии, но к социальному эффекту привело сугубо отрицательному.
Понятно, ситуация сложная, - признает политолог Вахтанг Дзабиразе, - однако что касается передвижения на легковых автомобилях, то думаю, эта мера гораздо строже, чем необходимо ("Резонанси", 22.04.). Еще хуже, что проявляющие высокую сознательность и законопослушание представители общественности сочли – система позволила кое-кому встать выше закона. "Мы видим, как некоторые "подсуетились" и колесят на автомобилях в условиях полного карантина", - выразил свое возмущение конституционалист Леван Алапишвили ("Ахали таоба", 23.04.).
Правда, упреки той же Хатии Деканоидзе по адресу разъезжающих на "джипах" священников невольно наводят на мысль, что в свое время, находясь у власти, именно "Национальное движение" массово одарило ими священнослужителей. Оппозиция сегодня выражает недовольство решительными действиями правительства, хотя еще вчера высмеивала правящую команду за их отсутствие. При этом, как иронически вспоминает в "Саэро газети" (22.04.) писатель Коба Арабули, националы убедительно продемонстрировали, как они сами управляют кризисными ситуациями, когда в сложный момент, прихватив, что могли, попросту кинулись покидать страну.
"Алогично в ожидании пика распространения заразы, говорить, что в чрезвычайном положении больше нет нужды", - утверждает председатель парламента Арчил Талаквадзе ("Сакартвелос Республика", 23.04.). Позицию разделяет и аналитик Рамаз Скварелидзе: пока коронавирус не будет побежден окончательно, смягчение режима рискованно ("Резонанси", 23.04.).
Грузия против коронавируса: помощь населению и снятие ограничений >>
Впрочем, не все выступают сторонниками чрезмерных строгостей. У нас не тот случай, когда коронавирус слишком давит на страну и систему здравоохранения, - считает иммунолог Бидзина Кулумбегов (23.04.). А "Саэро газети" (22.04.) в шутку публикует даже открытое письмо от самого… коронавируса! Дескать, что вы от меня, грузины, хотите? В других странах люди погибают сотнями и тысячами. А вы-то зачем враждуете со мной и поносите последними словами?
Все в наших руках
На данном этапе сценарий распространения CoViD-19 в Грузии находится в руках общества, - заявляет генеральный директор Тбилисской инфекционной больницы Тенгиз Церцвадзе ("Сакартвелос Республика", 23.04). Председатель парламентского комитета София Каладзе мыслит еще шире: ограничения должны быть продлены, но не следует впадать в другую крайность ("Резонанси", 23.04.).
Действительно, если, например, придирчиво соблюдать рекомендации профессора Александра Папиташвили в "Квирис палитра" (20-26.04.), наверняка заразу не подхватишь. Но и жить дальше кто-то возможно, не захочет. Примерный сценарий: придя домой, откройте входную дверь и оставьте ее открытой; снимите одежду и обувь и выбросьте их или сложите на 12 часов в отдельную коробку; тщательно вымойте руки; переоденьтесь; теперь можете закрыть входную дверь.
Это к тому, что дело медиков и эпидемиологов – давать строгие рекомендации и настаивать на них, а задача государственной власти выбирать оптимальные решения и ни у кого не идти на поводу. Ни у инфекционистов, ни у оппозиции, ни у профессоров экономики. Прислушиваться ко всем, но не слушать никого. В этом суть кризисного управления, как и управления вообще.
"Люди получили возможность задуматься, - мудро заметил в пасхальной эпистоле Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа Второй, - и открыли для себя реальность, в которой многое, еще вчера казавшееся очень важным, утратило смысл, а взамен на передний план выдвинулись пути, на которые никто раньше внимания не обращал" ("Квирис палитра").
Грузинский вирусолог предупреждает: или сидите дома, или будем считать гробы >>
"Возможно, это те испытания, через которые каждый из нас должен был когда-нибудь пройти и которые повернут нас к истинным ценностям" - рассуждает философ Заза Шатиришвили.
Непременно повернут!..