Я понимаю, что для Тбилиси это нормальное явление, когда на одной улице один дом лучше другого, и ты теряешься, выбирая, в какой же из них тебе совершить паломничество. Но чтобы на одну узкую улицу было нанизано целых четыре дома, и каждый из них – произведение искусства?! Нет, такое редко где встретишь.
Не верите? А вы пройдитесь по улице Каргаретели, убедитесь своими глазами. Не сейчас, по окончанию карантина. Выберете погожий теплый день и совершите марш-бросок в немецкую слободку. Подсказка для ориентира – кинотеатр Аполло.
Не заметить это творение в самом начале улицы просто нельзя. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет.
Название кинотеатра владелец, скорее всего, связывал с именем бога солнца в античной мифологии Аполлоном, который занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях, и считался богом-стреловержцем, прорицателем и светоносным покровителем искусства.
Строение кинотеатра и по сию пору выглядит величественно и солидно, его ни с одним другим зданием в городе не спутать. От кинотеатра до ближайшей жемчужины - дворца принца Константина Ольденбургского и графини Аграфены Анджапаридзе, наверное, шагов от силы пять. Сегодня в этом здании располагается государственный музей театра, музыки, кино и хореографии.
По следам любви
Нет в городе, наверное, второго такого исторического здания, окутанного таким количеством слухов о романтической любви, как дворец принца Ольденбургского.
Принято считать, что дворец принц подарил своей любимой супруге Аграфене. Но браку предшествовала история, которую с упорством непосредственных участников событий передавали из уст в уста тбилисцы. Речь идет об истории знакомства этих людей. Точнее о непристойном предложении. Помните картину с таким названием? Ну вот, байка, которую усиленно тиражируют тбилисцы, почти повторяет сюжет картины.
Якобы герцог Константин Ольденбургский и князь Дадиани супруг Аграфены оказались за одним карточным столом, и, проиграв, князь не знал, чем расплачиваться и в сердцах бросил:
"Я не смогу отдать вам долг, даже если заложу весь Тифлис". На что герцог отвечает: "Мне не нужен весь Тифлис, мне нужна только ваша жена".
По другой версии, принц Ольденбургский предложил один миллион золотых за ночь с его женой. Впрочем, в обоих случаях говорится о том, что князь соблазнился деньгами и отдал жену. Так-то вот, хотя к реальным событиям обе версии не имеют даже отдаленного отношения. Аграфена вышла замуж за принца уже будучи вдовой.
Тогда откуда же муссируемая с таким упорством тема непристойности отношений, спросите вы. А у нас страсть такая даже к самому серому, неприметному дому прилепить душещипательную историю любви. Нам без этого никак. Но злого умысла в этом нет. Есть неистребимое желание романтизировать любую повседневную серость бытия. Такова наша природа. Что уж говорить о таком роскошном замке.
Правда из всей этой истории заключается лишь в том, что супруги на самом деле очень друг друга любили. И их знакомство закончилось счастливым браком, в котором родились шестеро детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и самая младшая - Нина.
Специальным императорским указом потомкам принца был присвоена фамилия – Зарнекау, по местности в Голштинии, которой издавна владели Ольденбургские.
Супруги жили то в Кутаиси, то в Петербурге, наездами бывали в Тифлисе, где на Новосадовой улице (сейчас Каргаретели) строился дворец, который принц Ольденбургский преподнес своей любимой в знак своей большой любви. Главную мысль заказчика – принца Ольденбургского, архитектору дворца Паулю Штерну донести удалось.
Дворец, строительство, которого завершилось в 1895 году, пережил на своем веку, как и его владельцы, немало потрясений. Когда, в каком году конкретно дом пришел в полное запустение, а затем подвергся разгрому - история умалчивает.
После прихода к власти большевиков оставаться в стране, в которой за близость к монаршей семье можно было поплатиться жизнью, становилось опасно. Герцог Ольденбургский был внуком великой княжны Екатерины, сестры Александра I. На Кавказ попал по делам службы.
Константин служил в чине флигель-адъютанта в Имерети, где был расквартирован его полк. Часть детей Аграфены успели уехать за границу. Алексея расстреляли большевики. Аграфена уезжать отказалась, так как не могла оставить Нину - самую младшую из детей. Нина лечилась в санатории для душевно больных в Кисловодске и умерла в 1922. Аграфена пережила ее всего на четыре года.
Принц Ольденбургский ушел из жизни гораздо раньше - в 1906 году во Франции, в Ницце. Дом, построенный некогда как символ любви, подобно его хозяевам, погрузился в небытие. Словно время на счастливые события в нем вышло. Отныне стены равнодушно взирали на то, как их околачивали деревянными досками, а содержимое комнат безжалостно выкидывали на улицу.
В 40-х годах во дворце поместили интернат для глухонемых. Кстати, в качестве пациентки тут пребывала сестра Лаврентия Берия. Правда, квадратура дворца советским властям показалось маловатой, и они решили пристроить ко дворцу здание. Видимо, поэтому, несмотря на сходство в архитектурной стилистике, что-то мешает воспринимать сегодняшнее здание как единое целое.
После упразднения интерната для глухонемых во дворце открыли центр эстетического воспитания, который просуществовал вплоть до открытия в нем в 1989 году Государственного музея театра, музыки, кино и хореографии.
Во время большевистского нашествия на дворец Зарнекау были уничтожены библиотека с уникальными фолиантами и множество фамильных предметов. Вещи, которые выкидывались во двор, подбирались соседями с близлежащих улиц и прохожими. Сегодня некоторые из предприимчивых потомков этих людей готовы за определенную сумму расстаться с предметами, спасенными от уничтожения и вернуть их в музей.
Реставрация дворца Зарнекау, который находился в плачевном состоянии, началась гораздо позже, после прихода в музей нового директора Георгия Каландия в 2009 году, и длилась четыре года. Специалисты постарались на славу, воссоздавая эпоху того времени. И теперь, ступая по залам, чудится, что герои этой любовной истории где-то тут, может в другой комнате. Хочется примоститься на диване и вслушаться в говорящее безмолвие этих стен.
Не попавший в мейнстрим
Башенка. Такой второй в городе не сыщешь. И вообще нигде не встретишь. Чем-то отдаленно напоминает оборонительные башни в высокогорной Грузии.
В центре Тифлиса, владельцам если от кого и нужно было обороняться, так это от пациентов, покупателей и нарушителей закона. Дом принадлежал семье Минасянц. Жили в нем три брата. Один был мануфактурщиком, тот, который построил дом, другой - адвокатом, третий - врачом.
У них была сестра Виргиния. Сейчас на втором этаже живет внучка Виргинии Татьяна.
Сохранить и укрепить дом – самая большая мечта Таты, так называют ее близкие. Женщина уже в преклонных летах, бегать по различным инстанциям и выбивать под реставрацию средства - силы не те. Тата при встрече рассказала о том, что журналисты и сотрудник Художественной академии часто интересовались этим домом. И писали в Сакребуло (Горсобрание). Знак поставили на улице, чтобы машины не проезжали, потому что шум действует.
- Мы думали, это вызовет резонанс, чей-то интерес, - поделилась как-то своими волнениями хозяйка. - И на самом деле так и произошло. Пришла некая компания, которая решила закупить весь дом. Но нижние соседи не дали своего согласия. Им давали по две тысячи на квадратный метр, но им сумма показалась недостаточно высокой.
Между тем, если какой дом в нашем удивительном городе и заслуживает реставрации, то на мой субъективный взгляд, именно этот дом с башней. Он находится напротив дворца принца Ольденбургского. И тем разительней этот контраст - умытого, причесанного, одетого в дорогие наряды - с забитым, больным и облаченным в нищенские одеяния с заплатами.
Дом с башней построен по проекту известного в Тифлисе архитектора Михаила Оганджанова. Этот архитектор обладал уникальной способностью. Его творения никогда не повторяли друг друга. Всегда совершенно разные, они завораживали своими формами и оказывались в числе самых красивых.
Построенный в 1914 году, дом участвовал в конкурсе на лучший городской фасад. Так же, как другое творение Оганджанова - дом Бозарджянц. Первое, что пришло на ум, когда я набрела на фотографию этого дома в Интернете - почему об этом доме так мало говорят. В смысле, не тиражируют так массово, как, к слову, здание бывшего Национального банка на улице Леонидзе, собственный дом табачника Бозарджянца или дом Анны Мадатовой на той же бывшей улице Гудовича (сейчас Чонкадзе).
А не попал он в мейнстрим-волну, вот и все дела. Хотя немецкая слободка, может, и изучена гораздо меньше, чем Сололаки, но улица, на которой живет дом с башенкой, наверное, одна из самых популярных, как принято говорить сегодня, раскрученных. В общем, загадка да и только. Остается надеяться, что дом доживет до своей реставрации.
Неизвестный сосед
Но дом с башней - не единственное творение известного архитектора Оганджанова на этой улице. Буквально рядом с ним есть трехэтажный дом, принадлежавший некоему Сулханову. О владельце дома нечего не известно, пока.
Очередное творение Оганджанова строилось в начале XX века. И находится в довольно-таки хорошем состоянии, так во всяком случае видится снаружи. Почистить бы витражный потолок, где в надлежащем виде сохранились даже стекла, отштукатурить стены дома. И простоит еще, наверное, столько же лет.
Только это впечатление от моего шапочного с ним знакомства. Более тесное общение с ним у меня еще впереди. И, я уверена, там окажется очень много неожиданных деталей и фактов. О владельце, жильцах, процессе строительства. Нет в нашем городе неинтересных домов, есть только малоизученные.
Тбилиси – кладезь для любознательного и неровно дышащего к истории города. Только ходи и собирай рассыпанные по старому городу бусинки и нанизывай их на нить времени.