ТБИЛИСИ, 1 июн – Sputnik. Особенным детям сложно переносить карантин и самоизоляцию, так как им необходимо живое общение, рассказали участники видеомоста "Развитие творческих способностей у детей в условиях пандемии", организованного пресс-центрами Sputnik в Минске, Тбилиси и Ереване.
Во время вынужденной самоизоляции остро встал вопрос организации онлайн-занятий для детей, чтобы у ребят была возможность общаться с друзьями и педагогами. Тем более, когда речь идет о детях с особенностями. Тяжело было и найти занятия с детьми в замкнутом пространстве, чтобы это было и полезно, и интересно.
"Им сложно без общения"
Как сказала художественный руководитель Семейного инклюзив-театра "i" Ирина Кисилева, детям с аутизмом просто необходимо общение. Помимо этого, появилось много рамок и ограничений, ушли из распорядка дня привычные для них занятия, школа.
С этим согласна и клинический психолог, специалист по развитию детей с особенностями Анаит Айказуни, она подчеркнула, что онлайн-формат обучения для них не очень подходит.
"Многие дети, даже социализированные в обществе, навыки которых хорошо генерализированы – даже они не могут хорошо получить эти занятия, не могут восполнить все свои потребности во время таких занятий. Поэтому мы однозначно можем сказать, что онлайн-занятия никак не могут компенсировать то, что было до этого", - сказала Айказуни.
Дополнила слова Айказуни основатель проекта "Инклюзивная семья в Армении" Анна Григорян, подчеркнув, что важно, чтобы родитель сам мог учить и развивать своего ребенка и иметь с ним контакт в любой ситуации.
"В жизни может случиться все что угодно, нельзя всегда зависеть от специалиста. Специалист – это человек, с которым родитель и вся семья должны взаимодействовать – в этом и есть смысл инклюзии", - объяснила Григорян.
Самоизоляция с семьей
Основатель благотворительного фонда "Серафим" Лия Сергеева рассказала, что в Грузии сейчас есть врачи, которые продолжают частно посещать детей или же связываются онлайн, чтобы мониторить поведение ребенка, продолжают развитие его навыков.
"Мы работаем над развитием навыков как онлайн, так и офлайн. Плюс намного больше подключились члены семьи, потому что есть режим самоизоляции, есть некая внутренняя напряженность. Мы сейчас можем друг другу помочь – у нас многодетная семья, старшие дочери больше включились в развитие моего сына, у которого нарушение развития. Кто-то занимается с ним двигательно, кто-то разучивает с ним песни, кто-то играет", - сказала Сергеева.
Однако она отметила, что на данный момент в Грузии реабилитационные центры не выходят в онлайн, поэтому ее ребенок занимается со специалистами из негрузинского центра.
Не допускать онлайн?
Президент фонда "Мы – другие!" и директор Центра интегративной медицины Miraculum Андрей Максимов сразу отметил, что важно говорить не о том, как делать онлайн, а то что в принципе недопустимо для детей допускать онлайн. Ведь специфика аутизма состоит в том, чтобы дети имели непосредственное общение. Детям с аутизмом, по словам Максимова, нельзя постоянно находиться в четырех стенах.
Также президент фонда отметил, что в Тбилиси нельзя было закрывать реабилитационные центры для детей, ведь это часть их лечения, которая им необходима. Подобное произошло не только в Грузии, но и в других странах.
"Хоть в Грузии принятые меры были не адекватны, но по отношению к нашим детям реакция исполнительной власти была быстрой и резкой. Обложившись справками об инвалидности и формой 100, мамы получили разрешение ездить с детьми куда угодно", - отметил Максимов.
В заключении Максимов сказал, что любая тема, которая связана с аутизмом, важна. Но сначала важно разобраться в комплексе вопросов. Максимов сравнил данную тему с постройкой дома, где необходимо уделять внимание каждой детали.