Можно, конечно, согласиться с опасениями политического оппонента националов Давида Лордкипанидзе. "В мирной обстановке у "Нацдвижения" и его ответвлений нет никаких шансов на победу, и они будут всячески нагнетать ситуацию" ("Ахали таоба", 25.06), - предостерегает он. Однако в равной степени подобная угроза играет и на руку партии власти. "Грузинская мечта" явно не прочь использовать ее едва ли не в качестве главного аргумента для потенциального избирателя.
Опасная "политическая арифметика"
Если опираться не только на прессу, но и на реальную политическую атмосферу в обществе, нетрудно прийти к выводу, что накал ее в последние месяцы снижается. И "охлаждение" началось еще задолго до пандемии коронавируса. Общество теряет доверие, пишет "Резонанси" (23.06), когда действия политической группы не подчинены логике и их характеризуют непонятные поступки. Во всяком случае, непонятные значительной части избирателей. А они, к сожалению, отличали поведение всех партий – как тяготеющих к власти, так и ее оппонентов.
Непоследовательное поведение, сорванные обещания, лишенные смыслы маневры стали главным предметом дискуссий и взаимных обвинений. В первую очередь, это касается перехода на новую систему выборов 120/30, вокруг которой, собственно, и развернулась основная политическая борьба. И отношение к которой конкурирующие политические субъекты неоднократно меняли, по сути дела, противореча самим себе.
По мнению большинства изданий, примечательна в этом смысле позиция, занятая в последнее время "Национальным движением" и "Европейской Грузией". Будучи активными ее сторонниками, они неожиданно отказались принимать участие в голосовании по соответствующим поправкам в Конституцию. А в качестве причины обвинили власть в отказе выпустить на свободу заключенного Георгия Руруа.
Причем, больше других запутали избирателей "еврогрузины", поддержавшие поправки в первом чтении, но отказавшиеся голосовать во втором ("Ахали таоба", 23.06). Хотя наивно предполагать, что широкие массы избирателей станут вникать в процедурные тонкости, которые, по объяснению лидеров партии, есть в этом деле. Вряд ли они способны повлиять на формировании массового политического настроя.
Как, собственно, и само требование освободить Георгия Руруа. Поскольку формально вопрос касается не властей, а судебных инстанций, громогласные публичные требования тут по меньшей мере неполиткорректны. Вдобавок, личность Руруа слишком хорошо всем известна ("Сакартвелос Республика" 26.06), чтобы пытаться выдать его за "политзаключенного". Эта тема стала пиаром и для власти, и для оппозиции – кто кого! - не сомневается политолог Вахтанг Дзабирадзе. Но не надо забывать, что поправки находились в центре подписанного сторонами 8 марта соглашения. В этом заключался основной смысл достигнутой договоренности.
Грузинский парламент поменял Конституцию: почти квест - подробно как это было >>
Надо сказать, что рассмотрение поправок обещало стать главной интригой недели. Однако правящая партия сумела даже в условиях оппозиционного бойкота обеспечить их утверждение в двух чтениях. Сегодня уже известны результаты окончательного голосования – 117 "за" при минимально необходимых 113. Поправки пройдут, заблаговременно предостерегал инициаторов бойкота политолог Ника Читадзе ("Ахали таоба", 26.06), и у "Мечты" тогда окажутся весомые аргументы говорить о неконструктивности и безответственности оппозиции...
По принципу "двух "Титаников"
"Фейки" стали едва ли не главным инструментом споров и дискуссий в прессе и особенно на телеканалах. Ложью, переходящей все границы, назвал инфекционист Тенгиз Церцвадзе одну из передач "Мтвари архи" ("Резонанси", 26.06). В ней утверждалось, якобы, врачи предлагали по 10 тысяч лари семьям покойников, чтобы в качестве причины смерти записать в историю болезни… коронавирус! Интервьюируемые говорили на азербайджанском языке, и в процессе перевода смысл их слов был намеренно искажен, заявила Служба госбезопасности ("Ахали таоба", 26.06).
Судя по публикациям, некоторые "политтехнологи" убеждены, что для избирателей нет вопросов судьбоносней того, сколько, к примеру, округов уступит другим оппозиционным партиям "Лело" ("Резонанси", 24.06)? Станет ли первым номером в списке экс-президент Георгий Маргвелашвили ("Ахали таоба", 22.06)? Сумеет ли Гиги Угулава договориться с Алеко Элисашвили ("Резонанси", 24.06)? Считать ли общественную деятельность члена Совета юстиции Аны Долидзе политической ("Квирис палитра", 22-28.06)?
А власть, похоже, вполне устраивают попытки перевести стрелки общественного внимания на подобные проблемы. Возможно, чтобы особо не вникать, по какой причине в стране не освоена и половина суммы компенсаций населению за ущерб в результате пандемии ("Резонанси", 24.06)?! Или сгладить негативный эффект от очередного пожара на торговом рынке ("Квирис палитра")?! Газета, кстати, привела перечень 19 крупных пожаров, случившихся на торговых площадках только за два последних года, ни один из которых так и не расследован.
Экономика Грузии вступает в тяжелейший период. Особенно в связи со второй волной коронавируса в Южной Африке, Индии ("Резонанси", 26.06), Израиле, Южной Корее (24.06), Азербайджане (23.06), с возможным возобновлении ограничений в некоторых европейских странах. Очевидно, что туристический сезон, на который возлагались огромные надежды, сорван… И что же?
О чем пишут грузинские газеты: туристического сезона в Грузии не будет >>
"Стороны думают только о себе", - мрачно замечает Вахтанг Дзабирадзе (24.06). В данном контексте известный аналитик имеет в виду соглашение от 8 марта, но мысль его легко накладывается на все сферы политической конкуренции. Превратившейся по свое сути в отчаянной и грубое перетягивание каната. В "Квирис палитра" эксперт Гия Хухашвили метафорически проассоциировал власть и объединенную оппозицию с двумя "Титаниками", которые идут ко дну, но думают не о том, как спасать себя и пассажиров, а не переставая палят друг по другу из всех орудий…
Опять дилемма, что "лучше худшего"?
Еще одна новость, которая, как корабль, держится на плаву у прессы – нашумевшая история о попытке свести счеты с телеведущим Георгием Габуния. Как и следовало ожидать, она постоянно обрастает новыми деталями и, одновременно, неувязками. "Квирис палитра" подробно описывает самые ходовые версии. При этом эксперт Мамука Арешидзе крайне скептически оценивает организацию акции. По его мнению, профи так не работают – они не поручат киллеру самолично вести всю подготовку, на виду у всех собирать информацию об объекте и т.д.
Эксперт Заал Анджапаридзе ("Резонанси", 24.06) недоумевает, почему по факту покушения не высказался обычно скорый на руку Михаил Саакашвили. Директор "Украинских последних известий" Олег Дейнека (22.06) заходит еще дальше, предположив, что из Габуния хотели слепить нового политического лидера. По его сведениям, планировались даже его представительские визиты в Литву и Польшу, чему помешал коронавирус.
Тем временем Европейский центр свободы прессы сделал специальное заявление, осудив несостоявшуюся попытку убийства тележурналиста ("Резонанси", 25.06). Власть эмоционально ситуацию осудила, но конкретных обвинений, пока не завершено официальное расследование, избегает. С учетом того, что подобные деликатные моменты не всегда ее останавливали, возможно, руководство с реакцией пока определилось не до конца.
Независимый депутат Давид Чичинадзе подметил, что "люди устали от политического лицемерия" ("Ахали таоба", 23.06). Захочет ли вообще избиратель являться к избирательным урнам, если ему в очередной останется делать выбор между плохим и худшим ("Квирис палитра")?!.