Так где же в Грузии готовят этих будущих эпидемиологов, почему они выбирают именно эту область медицины, чем воодушевляются и как оказались перед самой опасной за столетие инфекцией?
Корреспондент Sputnik Грузия выяснил, напугал ли вирус студентов, заставил ли пожалеть о выборе профессии, да и каково это - оказаться лицом к лицу с заболеванием, парализовавшим весь мир.
Эпидемиология как адреналин
Научные исследования, новейшая молекулярно-генетическая методика, поиски новых штаммов или изучение уже существующих, борьба с вирусами и бактериями, создание новых препаратов – вся эта отрасль эпидемиологии, действительно, может увлечь, особенно в эпоху глобализации.
Мариам Матешвили 23 года, она на первом курсе магистратуры факультета эпидемиологии и медицины окружающей среды Медицинского университета.
Закончив четырехлетний бакалавриат по направлению "общественное здравоохранение", девушка решила продолжить учебу в направлении эпидемиологии уже в магистратуре.
Именно на этом этапе студенты выбирают конкретную специальность – эпидемиология или же специализация по медицине окружающей среды (безопасность труда, продовольствия и так далее).
"Почему я выбрала эту профессию? Моя любовь к этой отрасли зародилась во время учебы в бакалавриате. Это то направление, о котором широкие массы знают мало, - рассказывает Мариам. - Можно сказать, что единственный плюс, который принес коронавирус, - это то, что роль эпидемиологов в обществе еще больше проявилась, повысилась. Я выбрала эту специальность потому, что поняла, насколько она важна для человечества, для искоренения опасных заболеваний".
Пандемия COVID-19 не напугала Мариам, а заставила почувствовать еще большую ответственность, которая стоит за ее профессией, а также изменила ее приоритеты. Сейчас Мариам утверждает, что у нее появилась еще большая мотивация, чтобы эта отрасль развилась в будущем.
По словам Мариам, встреча с коронавирусом нового типа для будущих грузинских эпидемиологов была сродни встрече с настоящим монстром, который приходит раз в столетие.
"У нас появилась возможность в молодом возрасте встретиться с таким вирусом и получить огромный опыт. Такой шанс может выпасть раз в век, может - реже, может - чаще, сказать точно, когда и какая эпидвспышка произойдет, очень трудно.
Поэтому это тот опыт, который поможет встретить другие заболевания более подготовленными, но, надеюсь, такой необходимости не возникнет. Никакого страха у меня нет, я рада, что принадлежу этой профессии", - говорит Мариам.
Будущий эпидемиолог уверена, что коронавирус оказался не только испытанием в плане профессионализма, но и в плане человеческого фактора. Многие врачи месяцами не могли выбраться домой, к родным, чтобы не заразить их.
"Ни один эпидемиолог не отступит. Они сделают еще больше, с еще большим энтузиазмом. Да, работа эпидемиолога – это колоссальный труд, но в то же время – большой адреналин. Когда удается справиться с вызовами, эмоции настолько сильные, что невозможно передать словами. Поэтому никто не захочет упустить этот азарт. И я, конечно", - заключила Мариам.
Коронавирус vs глобализация
23-летняя магистрантка Тамар Махалдиани тоже служит науке эпидемиологии. Она говорит, что с самого начала хорошо осознавала, куда идет и какую серьезную работу ей предстоит выполнять.
"Когда ты поступаешь в медучилище, это значит, ты уже решил для себя, что тебе предстоит неизбежный контакт с больными. Любой человек может быть носителем инфекционного заболевания и заразить кого-то, в том числе и врача. Я это хорошо понимаю. Но вокруг меня нет ни одного студента, который испугался бы коронавируса. Наоборот, мы тут для того, чтобы бороться с ним. COVID-19 не сможет испугать тех, кто действительно хочет стать эпидемиологом", - уверена Тамар.
Махалдиани признается, что никогда не смогла бы и подумать, что в XXI веке, в эпоху глобализации, окажется свидетельницей такой сильной вспышки пандемии. Для студентки это огромный вызов и возможность в кратчайшие сроки осуществить на практике все то, что годами изучается в теории.
По словам Тамар, студенты-эпидемиологи очень помогали действующим специалистам в работе и, не пугаясь опасного вируса, выезжали на полевые работы.
"Коронавирус не может заставить нас отступить или отказаться от профессии. Наоборот, мы хотим быть на передовой. В этой профессии мне больше всего нравится именно то, что можно защитить большое количество людей, быть нужной обществу", - отмечает Тамар Махалдиани.
Ум, образованность, профессионализм, внимательность, стремление к новшествам – это те свойства, которые нужны эпидемиологам, считает Махалдиани.
По ее словам, коронавирус научил ее, как радикально все может измениться в один момент и даже сама глобализация может сделать шаг назад, когда дело касается жизни миллионов. "Знаете, я осознала, что здоровье - это самое главное", - говорит Тамар.
Где готовят будущих эпидемиологов?
Инфекционисты и эпидемиологи – это разные профессии. Для того, чтобы стать инфекционистом в Грузии, нужно закончить медицинский факультет Медицинского университета. Эпидемиологов же готовит факультет общественного здравоохранения того же университета.
На факультете медицины учеба длится шесть лет, а на факультете общественного здравоохранения - четыре года. После завершения факультета общественного здравоохранения выпускники курса могут работать на начальных должностях и поступить в магистратуру.
"На нашем факультете четыре магистерских программы, и одна из них – эпидемиология и медицина окружающей среды. Она и готовит эпидемиологов, - рассказывает декан факультета общественного здравоохранения Медицинского университета, профессор Ираклий Мчедлишвили. - То есть сначала студент должен закончить факультет общественного здравоохранения, затем магистратуру в направлении эпидемиологии, и только после он сможет работать по специальности. Студенты, которые окончат факультет медицины, также могут поступить в магистратуру эпидемиологии".
Жизнь не будет прежней - новая коронавирусная реальность по-грузински >>>
Практику магистры проходят в Национальном центре по контролю заболеваний и общественного здоровья и в Тбилисском районном центре эпиднадзора и контроля заразных заболеваний. Каждый год магистерскую программу эпидемиологии заканчивают по 10-12 человек, а бакалавриат от 70 до 90 студентов.
Конкурс на поступление на факультет эпидемиологии довольно большой. На факультете всего 150 мест, а количество заявок каждый год достигает трех тысяч. Что касается оплаты, то она здесь стандартная, как во всех госучилищах - 2250 лари (примерно 740 долларов) в год.
"Кстати, мои студенты четвертого курса тоже, не побоявшись, принимали участие в борьбе с коронавирусом. По правде говоря, я удивился, потому что думал, что многие испугаются, но когда Центр по контролю заболеваний попросил о помощи, многие студенты сами изъявили желание и выразили готовность", - сказал Мчедлишвили.
Профессор также вспомнил период, когда сам поступал в 1971 году. По его словам, у него никогда не было какого-либо страха.
"Когда ты хочешь получить медицинское образование, там не должно быть фактора страха, а если он появляется во время учебы, то надо бросить этот факультет, - считает Мчедлишвили. - У студентов есть право мобильности, и они могут перейти на другой факультет. Были и такие случаи, когда студенты видели, как резали труп, и понимали, что надо идти в другую профессию. И становились историками, экономистами и так далее. Не все, кто поступают на этот факультет, заканчивают его. Так происходит во всем мире".
Сегодня декан факультета общественного здравоохранения уверен, что после пандемии престиж эпидемиологов и инфекционистов сильно возрастет, как и спрос в вузе на эти специальности. Последние события явно показали, что страну спасли эпидемиологи - те, чья профессия ранее считалась не столь важной.
Более того, сейчас само правительство уже заинтересовано в том, чтобы у страны были опытные и квалифицированные специалисты. Ведь коронавирус пока никуда не исчез и может в любой момент атаковать с новой силой.