Снижение экономической активности в стране, вызванное ограничениями из-за риска распространения коронавируса, а также масштабная помощь государства пострадавшим слоям населения, привела к росту дефицита бюджета почти до 8%.
Антикризисный бюджет Грузии утвержден: как власти перераспределили средства >>
Одним из основных источников покрытия образовавшегося дефицита стала помощь от международных финансовых институтов, которая, с другой стороны, привела к увеличению внешнего долга страны. Уже за второй квартал государственный долг Грузии вырос почти на 8% и на 30 июня достиг 6 142,5 миллионов долларов.
Кто уже дал Грузии денег
Организация | Сумма, млн лари | Сумма, млн долларов |
МВФ | 603 | 201 |
Азиатский банк развития | 1 455 | 485 |
Немецкий банк KfW | 885 | 295 |
Азиатский банк инвестиций и инфраструктуры | 450 | 150 |
Агентство развития Франции AFD | 440 | 146 |
Всемирный банк | 396 | 132 |
Евросоюз | 241 | 80 |
Согласно госбюджету на 2020 год, принятому в июне текущего года, предельный объем государственного долга страны увеличится на 4,5 миллиарда и составит 27,3 миллиарда лари.
При этом предельный объем внешнего долга составил 21,4 миллиарда лари, а внутреннего – 5,9 миллиарда.
По итогам года, объем долга правительства составит 55,7% от ВВП, при этом 78% этого долга – внешний. На конец первого квартала составляет 44,1% от ВВП.
Необходима стратегия
Служба государственного аудита, которая занимается контролем бюджетных средств, уже рекомендовала правительству обновить "Стратегию управления правительственным долгом", в которой необходимо определить действия властей для возврата показателя госдолга к докризисному уровню.
Причиной таких рекомендаций стал существенный рост долга и приближение его к критической точке, а также дефицит бюджета и сложного прогнозируемая экономическая ситуация. По мнению службы аудита, правительство должно оценить возможности возврата с учетом риск-факторов.
"Надо учесть, что в случае развития негативного экономического сценария, существующего фискального буфера может оказать недостаточно для финансирования нужд в среднесрочный период. А это увеличивает риск взятия дополнительного долга на покрытие этих нужд", - считают в службе аудита.
Главное - как потратить полученные деньги
Вице-президент Центра международного прогнозирования и исследований Ника Шенгелия считает, что полностью озвученную международную помощь в этом году правительство не получит.
"Кредиторы будут наблюдать за политической ситуацией в Грузии, и только после этого помощь поступит в страну. Часть денежной помощи, которую уже получили, почти потрачена. Поэтому мы не в выгодной ситуации, так как наш внешний долг дошел до 55% по отношению к ВВП. Когда эти данные достигают 60%, то это считается тревожным показателем", - заявил Шенгелия Sputnik Грузия.
Хотя было время, отметил эксперт, когда показатели внешнего долга достигали 67% в 2002-2003 годах, у Грузии были такие долги, но с тех пор экономика немного выросла и удалось что-то выплатить.
"Уже весной следующего года нужно выплатить 900 миллионов евро, которые правительство взяло в долг в 2008 году, а в 2013 сделало реструктуризацию этого долга. Фактически 900 миллионов евро надо выплатить", - подчеркнул Шенгелия.
Он отметил, что главное как будут потрачены взятые в долг деньги. Сейчас большая часть получаемых средств идет на инфраструктурные проекты и фактически не направляются в какой-либо сегмент реальной экономики в виде инвестиций. Что в итоге приводит к увеличению долгового бремени, отмечает эксперт.