Образ регаты и парусов лучше всего отражает настрой большинства печатных СМИ. Даже расходясь в предпочтениях, они стараются не сильно отклоняться в сторону от трезвых оценок. Тем более, что предвыборные споры между политиками, как всегда, переросли в войну компроматов и, к сожалению, не стали аукционом здоровых и полезных идей.
Их попросту нет, и общественность не может этого не замечать.
"Белорусский синдром"
"У меня нет документов, но я абсолютно уверена…" Фраза во многом знаменательная. Свою уверенность бывший генсек "Свободных демократов" Нино Гогуадзе, похоже, считает достаточным аргументом для обвинений в адрес "Грузинской мечты". "Мечта", - жалуется политик, - "выпотрошила" свободных демократов" ("Ахали таоба", 21.08). Нельзя, впрочем, не добавить, что "выпотрошить" могла и любая другая сила. В политике приняты жесткие правила. Кто ж виноват, если партии не сумели справиться с внутренними разногласиями и теперь не прочь все свалить на "Мечту"?!
Интригующее заявление делает и депутат Давид Чичинадзе – скоро Иванишвили начнет "улаживать" дела с оппозицией! (20.08). Намек довольно прозрачный, хотя тут тоже важна не столько уверенность, сколько необходимы детали: с кем, каким образом, за счет чего? Многие политики и политологи пытаются выдать за подкуп поиск союзников и желание малых партий договориться о коалиции с "Мечтой". Хотя, как считает политолог Вахтанг Дзабирадзе, это нормальный политический процесс при управлении парламентской республикой ("Ахали таоба", 21.08).
Другое дело формула: вынудить оппонента оступиться, чтобы затем всей мощью навалиться на него. Лучшей иллюстрацией может служить отношение к событиям в Беларуси. Оппозиция с начала недели настойчиво требовала дать им незамедлительную оценку. Эксперт Рамаз Сакварелидзе усмотрел в этом только одну цель – нанести затем удар по власти ("Резонанси", 17.08). В чем же уязвимость позиции?
Белорусские события, конечно, проще всего оценивать как бы со стороны. Отбросить, как говорится, "мешающие подробности". Но "проще" не есть синоним "правильно". Особенно, когда дело касается страны, обычные мерки к которой, как пишут газеты, совершенно для Грузии неприемлемы.
При всем при том, было бы черной неблагодарностью забыть, что Александр Лукашенко из тех постсоветских лидеров, кто в решающий момент безоговорочно поддержал Грузию в вопросах территориальной целостности. А это самая чувствительная тема для грузин. С другой стороны, народ Беларуси, к которому грузины тоже исполнены огромной и искренней симпатии, имеет полное право на продвижение демократии и на свободу выбора.
Оппозиция верно рассчитала – грузинское руководство находилось, прямо скажем, в весьма щекотливом положении. И тут позитивную роль сыграла французская дипломатическая школа, в лице своей воспитанницы Саломе Зурабишвили. Президенту удалось совместить в своем заявлении теплые эмоции со сдержанными оценками. И выразить уверенность в демократическом европейском будущем Беларуси("Сакартвелос Республика", 18-19.08).
Станет ли коронавирус фактором политики?
Социологическое исследование IRI дает ответ на этот вопрос – он им уже стал! Внушительная доля опрошенных – 79% - одобрили деятельность правительства в связи с пандемией ("Квирис палитра", 17-23.08). Этим же, по-видимому, объясняется довольно высокий процент (больше половины) тех, кто доволен своим социальным положением. Это несмотря на утяжеление условий жизни из-за коронавируса.
Два крайне важных показателя, свидетельствующих о стабильности. И хотя рейтинг "Мечты" гораздо ниже, чем правительства, она по-прежнему сильно опережает другие партии. Оппозиция действует напролом – лишь бы к чему-нибудь придраться. И в результате очень часто ведет себя крайне непоследовательно. Требует изменения выборной системы, но отказывается участвовать в голосовании. Критикует правительство за недостаточный размер компенсаций населению в связи с коронавирусом, но тут же набрасывается на него из-за выделения материальной помощи детям.
А правительство тем временем умело латает паруса – максимально использует попавшие в его распоряжение новые рычаги. Было бы нелепо его за это упрекать. Один из наиболее прославившихся эпидемиологов Тенгиз Церцвадзе заявил, что у медиков политических целей нет. Однако их право – выражать симпатию по чьему-нибудь адресу ("Резонанси", 20.08).
Более 600 тысяч детей в стране уже прошли регистрацию на получение материальной помощи в размере 200 лари. В курортных зонах – на батумском бульваре и набережной в Кобулети организуется бесплатное тестирование на COVID-19. А премьер Георгий Гахария распорядился, чтобы онкологическим больным полностью покрывался весь курс лечения (21.08).
Тайна "трех грузинских мушкетеров" раскрыта: Церцвадзе назвал личность "д'Артаньяна" >>
По публикациям видно, что правительство максимально старается избегать политических дискуссий. Но его практические усилия гораздо благотворней действуют на людей, чем упреки, обвинения и угрозы, которые лишь еще глубже их разочаровывают.
Оппозиция без позиции
Тем не менее, оппозиция, судя по всему, так и не научилась выносить необходимые выводы. Не говоря уже о внутренних разногласиях, она своими действиями делает все более проблематичным появление в Грузии коалиционного правительства. А на днях "Национальное движение" выступило с декларацией, где напрямую потребовало от других оппозиционных партий подписать обязательство не вступать в коалицию с "Мечтой" ("Резонанси", 20.08).
С учетом, что больше всего шансов на формирование правительства сохраняет как раз "Грузинская мечта", это никак не будет способствовать расширению плюрализма. Впрочем, как уверен бывший депутат Бидзина Гуджабидзе, мы имеем дело с очередной попыткой ввести избирателя в заблуждение. Националы делают вид, будто от них что-то будет зависеть ("Ахали таоба", 21.08).
Тут трудно не согласиться с лидером другой оппозиционной партии – "Европейской Грузии". Гига Бокерия признает, что коалиция неизбежна и оппозиции придется пойти на разумный компромисс ("Ахали таоба", 18.08). Правда, партия власти ведет себя в этом плане крайне эгоистично. Уверовав в победу, она печется только о себе и не думает о будущем страны, о будущем грузинского парламентаризма.
Эксперт Хатуна Лагазидзе подозревает, что недавний опрос английской компании Survation не случайно отписал партии власти 52% голосов. Это был своего рода тест. "Мечта" пытается прощупать, насколько остро отреагирует на подобный расклад Америка ("Квирис палитра"). Что ж, можно не сомневаться – плохо отреагирует! Дело, однако, не в Америке, а в нас.
"Грузинская мечта" - лидер предвыборных рейтингов. Это подтвердил еще один опрос >>
"Нам необходимы коалиционное правительство, коалиционное мышление, которые позволят не просто подвергнуть ремонту, а полностью обновить Грузию", - заявил в интервью "Квирис палитра" известный бизнесмен Темур Чкония. Пока же и "Мечта", и националы, похоже, движутся по проторенному пути. В конце которого маячит если не тупик, то выход на очередной бессмысленный круг.
Слабость оппозиции, считает политолог Сосо Цинцадзе, лучшая гарантия победы "Мечты" ("Ахали таоба", 18.08). Беда в том, что слабость оппонента развращает и фаворита…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции