Поток заявлений экс-президента Грузии Михаила Саакашвили о возвращении в Грузию вызвал всплеск энтузиазма у него сторонников, но иронию и негатив у остальной части грузинской оппозиции и представителей власти.
Ироничное отношение понятно. Саакашвили не живет в Грузии с 2013 года. Правда, периодически перед выборами, подогревая своих сторонников, он появляется с заявлением, что обязательно вернется. В грузинских соцсетях даже ходит мем на эту тему.
Не стали исключением и эти выборы. Экс-президент Грузии на этот раз опубликовал два пафосных обращения. В стилистике предвыборного рекламного ролика, в одном он заявил, что возвращается, а во втором попрощался с Украиной, правда, пока на словах.
"Это кино мы уже смотрели в 2016-м, когда он во время выборов хотел по морю приплыть", – тут же заметил министр иностранных дел Давид Залкалиани.
А цель у возвращения Саакашвили, как выяснилось, есть. Представитель основанного им Единого национального движения Роман Гоциридзе уже подтвердил, что бывшая правящая партия прочит его в будущие премьер-министры Грузии.
"Было бы логично в ходе предвыборной кампании выдвинуть кандидатуру Михаила Саакашвили на пост премьер-министра будущего правительства. После того, как он примет окончательное решение, мы в партии официально озвучим эту инициативу. Хотя вчерашнее его заявление можно считать подтверждением", – сказал Гоциридзе.
Только вот остается открытым главный вопрос: пойдут ли на это другие оппозиционные партии, которые, пока Саакашвили отсутствовал, сколотили коалицию.
Мессия-Саакашвили не нужен?
В этой коалиции много бывших сторонников Саакашвили в разное время, которые после своего ухода подверглись резкой критике со стороны экс-президента и видеть его в своих рядах, а тем более во главе правительства не хотят.
"Будет ли Михаил Саакашвили в политике и в какой дозе, будет решать народ. Но это не значит, что он возвратится как мессия и спасет страну. Так не произойдет и не может произойти", - сказал один из лидеров новой коалиции и партии "Европейская Грузия" Гига Бокерия.
Это ненормально, когда лидер одной оппозиционной партии постоянно говорит: "Я вернусь", а потом не возвращается, так как его ждет тюрьма, а правительство в то же время говорит, что он не приедет или его тут поймают, добавил он, намекая на постоянные заявления представителей правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" о приговорах Саакашвили.
А вот лидер партии "Гирчи" Яго Хвичия считает, что своими действиями Саакашвили только помогает "Грузинской мечте".
"Мы видим, что когда приближаются выборы, Михаил Саакашвили говорит: "Я приехал", "Вот я уже здесь", и это используют власти для дискредитации оппозиции - и пока успешно", - сказал Хвичия.
Поддерживает мнение Хвичия и один из лидеров партии "Демократическое движение – единая Грузия" Анзор Бицадзе.
"Его (Саакашвили - прим. ред.) заявления способствуют поляризации, выгодны "Грузинской мечте", чтобы запугать население возвращением Саакашвили и дестабилизацией и этим мобилизовать дополнительные голоса", - сказал Бицадзе.
Камера уже готова
А вот представители власти заявили, что будут только рады приезду Саакашвили, который в Грузии осужден уже за два преступления.
"Я думаю, смелый шаг Михаила Саакашвили вернуться в Грузии с энтузиазмом встретит руководитель пенитенциарного учреждения, который подготовит ему чистый и светлый кабинет в тюрьме", - сказал один из лидеров "Грузинской мечты" Давид Матикашвили.
Ранее "Грузинская мечта" уже не раз говорила, что ее главный враг - "Нацдвижение", да и нелюбовь к режиму Саакашвили осталась у очень многих, так что, как поведет себя его партия на этих выборах, станет главной интригой.
Между тем политолог Арно Хидирбегишвили уверен, что сбрасывать со счетов Саакашвили на этих выборах не стоит.
"Народ хочет изменений, так как уже накопилось множество проблем. И готов пойти за тем, кто будет красиво обещать решить их. Несмотря на всю декорационность, я бы на месте правящей партии не стал бы сбрасывать "Нацдвижение" и Саакашвили со счетов".
На сегодняшний день "Нацдвижение" занимает второе место по всем опросам. Однако эти выборы не совсем обычные – низкий проходной барьер, нежелание Запада видеть еще один революционный очаг и разочарование людей в грузинских партиях и политиках могут серьезно изменить результаты голосования, которое пройдет 31 октября 2020 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции