Раньше мы жили на одной из самых оживленных улиц Тбилиси – проспекте Чавчавадзе. Окна выходили прямо на перекресток. С детства в память въелся скрип тормозов. Характерный звук в течение одной-двух секунд, и в конце – иногда ничего, значит пронесло, но чаще "бац", значит, авария. Сразу выбегали на балкон с братом и, глядя в бинокль, начинали оценивать ситуацию - кто виноват, кто и откуда ехал, кто, вероятнее всего, нарушил правила и т. д. Правила дорожного движения мы, в основном, знали еще в школьном возрасте, ведь в семье было много водителей. Уже тогда понял, во время аварии все решается за секунды или даже за доли секунды.
Шли годы, я и сам стал водителем. Сменил не одну машину, от советских "одиннадцатых" и "шестерок" до японских. Во время аварии от машины, на самом деле, зависит не очень много. Опытный водитель справится и с "Жигулем", и с "Нивой", и с джипом, аварии на 90% - это чисто человеческий фактор.
Недавнее трагическое происшествие на высокогорной дороге Грузии Барисахо-Шатили, в результате которого погибли 17 человек, потрясло всех. Автокатастрофы с таким числом погибших одновременно не происходило в Грузии более 20 лет.
К сожалению, аварии со смертельным исходом происходят в Грузии практически ежедневно. В чем причина? Некомпетентность водителей, технические неполадки автомобилей, плохие дороги или все вместе?
Безопасность на дорогах – превыше всего: грузинские НПО напомнили власти о приоритетах >>>
У меня всякое бывало за годы вождения, но никогда не забуду случай, который произошел со мной и моими друзьями лет 20 назад. Тогда у меня была белая "шестерка". Возвращались мы из Мцхета в Тбилиси, спустило колесо. Остановились около тротуара, чтобы заменить. Поставил машину на домкрат, и тут на нас на полной скорости сзади влетает "БМВ". По всей видимости, он пытался обогнать машину справа и нас не видел, к тому же, как потом выяснилось, водитель был пьян.
Как сейчас помню друга, у которого хлестала кровь из ноги, – удар раздробил ему кость. Дотащил его кое-как до носилок, а потом выяснилось, что у меня самого тоже перелом ноги - правда, ничего серьезного. А другу понадобилась не одна операция, ногу спасли, но он до сих пор немного хромает. В итоге все спаслись, "шестерку" же пришлось выбросить на свалку. Но фары несущейся к нам на большой скорости машины, характерный скрип тормозов и момент удара, наверное, никогда не получится забыть.
Когда туристы впервые приезжают в Грузию, интересуются, что и как, мол, у вас с криминалом, не опасно ли выходить на улицу и, вообще, что в Грузии опаснее всего? Представители туристических компаний им неизменно отвечают – опаснее всего в Грузии наши дороги. Причем не сами дороги, да - они порой разбитые, с ухабами, но самые опасные люди в Грузии - это водители, притом все, любые.
Водители легковых машин, грузовиков, трайлеров, автобусов, скутеров и даже электросамокатов – все нарушают правила и создают аварийные ситуации, причем постоянно.
Положение усугубляется сложным рельефом Грузии. Здесь много горных дорог с глубокими оврагами, крутыми поворотами и скалами, часто происходят обвалы, нередко на перевалах туман и дождь, что сокращает видимость. Малейшая ошибка водителя - и трагедии не избежать.
Число автомобилей и интенсивность движения растут, водить с каждым годом становится все сложнее.
А чтобы получить водительское удостоверение совсем не обязательно уметь водить автомобиль в прямом смысле этого слова. Достаточно выучить теорию и научиться водить машину на специальной площадке. Получается, что водитель сначала получает права, а потом уже учится водить в интенсивном движении.
"Необходимо изменить государственный стандарт требований при получении водительских прав. Ни одна из катастроф в Грузии, да и во всем мире, не уносила столько жертв, сколько унесли дорожно-транспортные происшествия", - считает известный грузинский автогонщик и эксперт по вопросам автотранспортной безопасности Мевлуд Меладзе
По его словам, в парламенте уже долгое время лежит законопроект об ужесточении правил дорожного движения, об ужесточении критериев при получении водительского удостоверения, но его никак не примут.
"Но ведь с чего-то же нужно начинать", - призывает автогонщик.
По статистике, ежегодно в ДТП в Грузии гибнет около 500 человек. К слову, от пугающего всех коронавируса в Грузии в этом году скончались до 20 больных.
А за последние десять лет мы потеряли более 6,5 тысячи человек на наших дорогах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции