Стоял 1829 год. Над высочайшей мечетью Ахалцихе был водружен полумесяц – символ господства османов, который охранялся сорокатысячным гарнизоном. Русский фельдмаршал Иван Паскевич подошел к Ахалцихе с девятитысячным русско-грузинским войском и потребовал у Киос-Мехмед-паши очистить город.
В ответ на справедливое требование тот посмеялся над русскими послами – дескать, сначала снимите с неба луну, а потом – полумесяц с ахалцихской мечети. Грузины и русские всеми силами атаковали город и 16 августа взяли его. Затем снесли с мечети полумесяц и установили на его месте крест.
В ананурском городе-крепости в 1739 году разыгралась страшная трагедия. Шанше, ксанский князь, отправился в Россию. А арагвинский князь Бардзими доставил его жену кызылбашам. Возвратившийся Шанше жестоко наказал оскорбителей семьи, добавил в свое войско еще и лезгин и подошел к ананурской крепости, где был укреплен князь Бардзими вместе с братом.
Стражи крепости убили столько лезгин, что сами лезгины из погибших собратьев сооружали баррикады. Ничего не добившись, ксанский князь перекрыл водопровод, откуда снабжалась крепость.
Находившимся в крепости было крайне тяжело без воды в жаркое лето, и они были вынуждены сдаться князю Шанше. Сдался и князь Бардзими, однако его сын Утрут укрепился в одной из башен, которую называли "Неустрашимой".
Войско ксанского князя разорило монастырь и подожгло "Неустрашимую". Вместе с Утрутом там укрывалось множество людей, которые также сгорели. Позднее население замуровало семиэтажную башню и превратило ее в могильник для сгоревших.
Только спустя 200 лет, в 1939 году, археологи открыли эту башню, где перед ними предстала жуткая картина. Место пожарища было заполнено сожженными останками взрослых и детей, оружием и различными бытовыми предметами.
Почти двадцать лет Липарит Багваши боролся с царем объединенной Грузии Багратом IV, однако в этой борьбе потерпел поражение и вместе с сыном попал в плен к Баграту. Несмотря на это, Клдекарская крепость сдаваться не собиралась. Управляющий домом Багвашей Анамор продолжал бороться.
По приказу царя, Липарита и его сына Рати вздернули на дыбе. Липарита, которого более всего беспокоила судьба единственного сына, передал царю, мол, ты только Рати сними с дыбы, а я постригусь в монахи и Клдекари будет твоим. Сделка состоялась, Клдекари без боя покорился царю, Баграт казнил Анамора, но Липариту и его сыну жизнь сохранил.
Липарит Багваши постригся в монахи в Афонском монастыре и был наречен Антоном, а Рати бежал в Византию. Однако, когда его прославленный отец скончался, он привез его тело в Грузию и с почестями похоронил в Кацхском монастыре.
Имя грузинского теолога и философа V века, родоначальника христианского неоплатонизма Петрэ Ивери (411-491 гг.) хорошо известно грузинам, однако многие не знают, что этот великий деятель был первым грузином, который создал на Святой земле большую "грузинскую колонию".
С именами Петрэ и его наставника Иоанэ Лази связано создание первых грузинских духовных очагов на Святой земле (Палестина, Сирия, Египет). С этих наших двух великих соотечественников началась плодотворная деятельность грузинских священнослужителей в Сирии и Палестине. Позднее именно благодаря им уже в эпоху царицы Тамар на Кипре, на Синайской горе и на Святой земле функционировало более 10 грузинских монастырей.
В первой половине I века нового летоисчисления Южную и Западную Грузию апостолы Андрей Первозванный и Семен Кананели обратили в христианство. Узнав об этом, царь Адерк разгневался и новообращенных христиан снова обратил в язычество.