Карабахской теме пресса отвела, возможно, не самый большой объем печатной площади. Однако из духа публикаций следует, что она чрезвычайно актуальна для Грузии. Неожиданный финал – подписание мира Азербайджаном и Армений при участии России радикально изменил баланс сил в регионе ("Резонанси", 12.11). Все другие ключевые события, как приезд Майка Помпео и шансы оппозиции на международную поддержку, судя по публикациям, так или иначе связаны с развитием процессов в Нагорном Карабахе.
Надо ли грузинам ожидать перемен?
Вопрос волнует все издания без исключения. Ответ аналитиков и политологов однозначен – перемены назревают. Впрочем, трактовка их подчас сильно отличается друг от друга. Военный эксперт Вахтанг Маисая говорит о резком усилении в регионе российского фактора. Грузия даже была вынуждена предоставить воздушный коридор 10 военно-транспортным самолетам для переброски российского миротворческого контингента ("Ахали таоба", 13.11).
"Сакартвелос Республика" приводит цитату президента Ильхама Алиева, заявившего, что мир в Карабахе – это победа Баку и Анкары. Впрочем, эксперт по Кавказу Георгий Канашвили, говоря о новом статус-кво подчеркивает, что именно Россия теперь представлена в военном отношении во всех кавказских странах (12-13.11). Возросло и влияние Турции. Однако министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что турецкие миротворцы в Карабах направлены не будут ("Резонанси", 13.11).
США, Россия, Турция – кто и кому покровительствует в Закавказье >>
Помпео ждали меньше всего
Карабах стал своего рода прецедентом того, как могут при определенных геополитических условиях повернуться те или иные процессы. Абхазы и осетины встревожены, – отмечает эксперт Паата Закареишвили ("Резонанси" 11.11). С другой стороны, Грузия все больше служит для западных партнеров опорой не только в кавказском регионе, но и на Ближнем Востоке в целом. Грузия несомненно столкнется с новыми геополитическими реалиями. Но, как соглашаются многие эксперты, при умелом маневрировании ее статус регионального игрока может возрасти.
Неожиданно объявленный визит госсекретаря США Майка Помпео – прямое тому подтверждение. Помпео представляет команду Дональда Трампа, который сейчас озабочен итогами президентских выборов и оспаривает их. Однако это только лишний раз подчеркивает неотложность его миссии.
Американцы проводили на Кавказе осторожную и неторопливую политику и теперь воочию увидели, что остаются вне игры, – считает Гия Хухашвили. Эксперт не исключает, что в ходе визита речь пойдет об ускоренной интеграции Грузии в Евроатлантическую систему. И даже о поиске подходящей формы для размещения американского контингента с последующим созданием военной базы ("Резонанси", 12.11).
В связи с миротворческой операцией в Нагорном Карабахе, американская сторона вызвала для разъяснений российского посла в Вашингтоне. Ведь РФ и Турция даже не нашли нужным предупредить США о ее начале (13.11). Впрочем, главные упреки американцам надо адресовать самим себе. Руководитель "Института грузинской политики" Корнелий Какачия отмечает, что Соединенные Штаты не только не включились в урегулирование карабахского конфликта, но и до последнего момента не обозначили никакой реакции.
Южный Кавказ вообще не числился в приоритетах у американцев, и, похоже, процессы застали их врасплох. (12.11).
Что касается непосредственно Грузии, визит несет на себе серьезную внутриполитическую нагрузку. Он может способствовать переводу отношений между оппозицией и властью после выборов в институциональные рамки. Политолог Игорь Квеселава предполагает, что Помпео выступит в роли посредника, причем, поддержит преимущественно власть, а не оппозицию (13.11).
"ПолитКОВИДНОЕ" расстройство
В этом каламбуре от "Квирис палитра" (9-15.11) заключен глубокий смысл. Процессы, поощряемые радикальной оппозицией, многими даже внутри нее самой воспринимаются, как неоправданные и крайне опасные. Споры в том числе разгорелись относительно организации массовой акции в ходе визита Майка Помпео, чтобы привлечь внимание госсекретаря.
К ее проведению призвала Нино Бурджанадзе, партия которой не прошла в парламент. Оппозиционный лидер Георгий Вашадзе придерживается иного мнения. Никто не собирается встречать госсекретаря США акциями, заявил он. Аналитик Арчил Гамзардия также считает подобную акцию грубой ошибкой, так как она может быть неверно истолкована американской стороной ("Резонанси", 12.11).
Не меньший скандал и разброд мнений вызвало заявление формального председателя "Национального движения" Григола Вашадзе, призвавшего вступить в переговоры с властями и занять места в парламенте. Нейтральными экспертами его позиция была оценена позитивно. Тина Хидашели признала, что оппозиционные партии повели себя крайне несерьезно, когда на следующий же день после выборов заявили об отказе войти в парламент ("Квирис палитра").
Тем не менее, инициатива лидера националов вызвала взрыв возмущения как внутри партии, так и среди многих представителей объединенной оппозиции. Судя по всему, за умеренным заявлением Вашадзе последовала крайне болезненная реакция из Киева. Мобилизовав соратников, которые буквально заклевали Вашадзе, Михаил Саакашвили не счел даже нужным позвонить ему самому. ("Ахали таоба", 12.11).
Экс-президент продолжает навязывать соратникам очередные перформансы, включая блокирование здания парламента для, как он выразился, "мирной передачи власти" ("Резонанси", 12.11). Нетрудно собрать в 3-миллионой стране две тысячи человек, пытаясь выдать за кризис хулиганские выходки нескольких десятков из них, – пишет в газете политолог Петре Мамрадзе. Бывший президент все прекрасно понимает, но идет до конца, так как не видит для себя иного выхода (13.11).
По утверждению "Сакартвелос Республика" (12-13.11), ему уже наступает на пятки молодое поколение националов. Так, Саакашвили и Ника Гварамия приложили максимум усилий для этого этапа, а инициативу у них неожиданно перехватил Ника Мелия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции