Запад "отменяет" русскую культуру

© photo: Sputnik / Перейти в фотобанкТоржественное открытие XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского
Торжественное открытие XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского - Sputnik Грузия, 1920, 02.03.2022
Подписаться
После того, как Россию попытались "отменить" экономически, а затем и политически, приклеивая на нее ярлык "агрессора", сегодня в повестке новая, но, наверное, самая непростая задача – Россию будут изгонять из пространства всемирной культуры
Маэстро Гергиев снят с должности главного дирижера Мюнхенского оркестра бургомистром столицы Баварии, пишет автор РИА Новости.
Спустя несколько часов имя примадонны Нетребко было вымарано из мартовских афиш Ла Скала.
Миланский театр сообщил, что одна из лучших сопрано в мире "больна".
Звезда оперной сцены тут же ответила: "Я здорова, но не приеду".
Таким образом, после того как Россию попытались "отменить" экономически, вводя рестрикции, а затем и политически, приклеивая на нее ярлык "агрессора", а также "душителя свобод и прогресса", сегодня в повестке новая, но, наверное, самая непростая задача: Россию будут изгонять из пространства всемирной культуры, отменяя последовательно концерты наших музыкантов, переставая организовывать выставки российских художников и даже показывая наманикюренным пальчиком в сторону русской литературы, мол, там еще остались те, кто воспевает "имперский дух", и называя в числе таких воспевателей Льва Толстого и его "Войну и мир".
Как бы абсурдно ни звучали нынешние лозунги, как бы чудовищно ни выглядели современные геростраты-атлантисты, их интенции сегодня абсолютно прозрачны: нам (при их финансовой помощи тем, кто историю переписывает) отныне будет отказано в нашем же наследии.
А наследие — это не уровень цен на нефть марки Brent, и не котировки газовых спотов на бирже, и даже не золотовалютные резервы Центробанка.
Наследие — это наша культура. От новгородских берестяных грамот до Первого концерта Чайковского, от сделанного первопечатником Иваном Федоровым до эмальерного искусства Карла Фаберже, до сих пор, кстати, никем и нигде не превзойденного.
Старт отмены русской культуры уже дан, свисток уже прозвучал, и действия уже совершены.
Нью-йоркский Карнеги-холл отменил участие в концертах Валерия Гергиева, который должен был встать к дирижерскому пульту Венского филармонического оркестра. Имя пианиста Дениса Мацуева из афиши тоже вычеркнули.
Причина названа не была, но пресса, в том числе и "Нью-Йорк таймс", озвучила опасения руководства знаменитого концертного зала, как и совета попечителей Карнеги-холла, что "участие маэстро Гергиева в концертах в такой ситуации может быть неверно истолковано и обществу может быть послан неверный (sic!) сигнал".
Придирчивое чтение приводит к следующему выводу: судя по глухим намекам, от известного всему миру дирижера потребовали публично прояснить свою позицию в свете последних событий, касающихся российско-украинского кризиса.
Можно предположить, что примерно то же самое было предложено сделать и знаменитому пианисту Мацуеву.
Судя по реакции и по тому, как быстро была найдена замена маэстро Гергиеву, в его и Мацуева ответах никто в Нью-Йорке не сомневался.
От своего старшего партнера по антироссийской коалиции не отстает и Европа. Мэры сразу двух городов — итальянского Милана и баварского Мюнхена — высказали в адрес дирижера Гергиева схожие требования и точно так же запросили отречение (называем вещи своими именами, пришло для этого время) от России.
Да, что-то там промелькнуло по поводу "формулировки о том, как сегодня маэстро относится к Путину и одобряет ли его решения", но наивное политиканство не должно никого вводить в заблуждение: чтобы сохранить ангажементы, которые означают возможность работы в Европе и США, от знаменитого музыканта потребовали публичного отречения от Родины.
Туристы смотрят на столицу Грузии со смотровой площадке в парке на горе Мтацминда - Sputnik Грузия, 1920, 01.03.2022
Застрявших в Грузии граждан Украины обеспечат жильем и питанием
На самом деле, мы присутствуем при цивилизационном крахе планетарного и невиданного доселе масштаба: сегодня, чтобы выступать, дирижировать, исполнять (завтра — чтобы выйти на сцену, рисовать, участвовать в выставках) требуется публично, во всеуслышание, во-первых, отречься от собственной страны и, во-вторых, принести клятву верности атлантистским элитам — и тоже публично и во всеуслышание. На весь мир.
Такие категории, как талант, мастерство, способности, виртуозность исполнения, перестали иметь вообще какое-либо значение, ведь если можно заменить, вернее, отменить самого Гергиева за пультом Венского филармонического, а самого Мацуева — за клавиатурой "Стейнвея", да еще на сцене самого Карнеги-холла при тотальном молчании (то есть знаке согласия) и пришедшей публики, и общественности, это значит, что заменить, вернее, отменить можно в принципе кого угодно.
Тем более, что со солидарностью у музыкантов подобного уровня дела обстоят так, как обстоят, и те, кто на замены вышли и выходить еще будут, никак публично не усомнились в подобных решениях.
Происходит вот это все не в "страшном и тоталитарном СССР", где действительно еще полвека назад можно было очень легко лишиться возможности и концертировать, и выбирать репертуар, и выступать там, куда приглашали, как и лишиться возможности ставить на сцене то, что считаешь нужным, в том стиле, который тебе представляется художественно оправданным, снимать кино, которое, по твоему разумению, поднимает важные проблемы.
Мы с горечью наблюдаем, как сегодня на столь гордившимся и гордящемся до сих пор всеми свободами и правами Западе восходит обскурантизм самого мрачного и фанатичного толка, формулируемый: "Кто не с нами, тот против нас!", возрождается самая чудовищная цензура, уполномоченные от которой совершенно добровольно начинают проверять на лояльность всех подряд — не только в текущем моменте, но и в прошлом, и если в биографии находят не совсем светлые, с точки зрения нынешних проверяльщиков, моменты, то человека заранее пригвождают к позорному столбу.
Диктатура необразованных бездарей, не знающих, чем отличается Бабель от Бебеля, а Гоголь от Гегеля, сегодня формирует повестку дня в европейской культуре. Потому, что так легче свести счеты с теми, кто талантлив и этим даром силен, а также чтобы занять их места и получить соответствующие этим местам гонорары и прочий соцпакет.
Такого точно не было даже во времена, которые сегодня пафосно именуются "противостоянием двух идеологий", когда марксизм-ленинизм и капиталистический либерализм состязались в том числе и на ринге культуры.
Тогда и непревзойденный виртуоз Давид Ойстрах, и умевший заставить петь скрипку божественным голосом Леонид Коган — музыканты, бесконечно преданные коммунистическому режиму, и к тому же обладатели партбилетов — ездили столько, сколько их приглашали, туда, куда их приглашали, давая концерты по всему миру, и ни у одного из них, как и у не менее знаменитых танцовщиков и танцовщиц не требовали поклониться либеральным ценностям, чтобы иметь возможность выйти на западную сцену.
Тогдашние европейские и американские импресарио в сравнении с сегодняшними выглядят как вольтерьянцы против инквизиторов.
Потому, что хоть на нынешних и не сутаны, но ход мыслей, идеология и выстраивание смыслов очень похожи на те, что господствовали в Европе в эпоху, когда несогласных с "генеральной линией" просто сжигали. На площадях.
Сжигали за исповедание иной, чем католической, веры и иного, чем "Земля плоская, стоит на трех китах", научного знания. Сжигали женщин за красоту, и своеволие, и не тот цвет волос.
Это известно, многократно описано и, самое главное, оценено исторически и юридически.
Названо это варварством. И преступлением.
Сегодня можно сколько угодно говорить о том, что так "очищаются ряды" и "смыкается общепрогрессивный (или, если угодно, антироссийский) фронт", хотя мы в России знаем, чем такое "очищение" имеет свойство оканчиваться. Знаем на собственном очень горьком и травматичном опыте.
Хотелось предостеречь, конечно. Если предостережение наше еще могут услышать.
И последнее: практически вся нынешняя европейская гуманистическая философия (а если гуманистическая, то значит — свободная) вышла из терцин "Божественной комедии" Данте.
Великий флорентиец, изгнанный из родного города за преданность идеям и правду поэтического глагола, недаром поместил предателей в самый страшный, самый мрачный и безысходный девятый круг ада.
И тут, собственно, как русская культура, так и итальянский Ренессанс согласны: торговать убеждениями за ангажементы грешно. Последствия могут быть жуткими.
Маэстро Гергиев, не польстившись на "ангажементы", сегодня показывает Европе пример и истинно европейского, и русского духа.
И Европа и ее культура, и Россия и ее культура ему за это еще будут, когда придет время, громко аплодировать!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Лента новостей
0