Никогда не задумывались – откуда, черт возьми, берутся люди, которые в любом необычном факте тут же начинают выискивать тайный подтекст? Даже если ответ, в общем-то, банален, и в этом нетрудно убедиться, элементарно проявив здравый смысл. Или же сухо взглянув на все с позиции общепринятых законов, норм и правил.
Так нет! Хочешь-не хочешь, им, как воздух, нужны кривотолки, сомнения, шум, перепалка. Неплохо бы еще и обвинения… Сплетни и пересуды - удобный способ для обывателя придать жизни ощущение мнимой полноты. И обрести счастливый шанс набрать вес в собственных глазах. Во всяком случае, трудно подыскать другое объяснение истории, свидетелями которой мы стали на днях. И которая при всей своей незатейливости неожиданно оказалась в центре внимания грузинской и российской общественности.
Пилот авиакомпании Georgian Airways, заходя на посадку в аэропорту Внуково, восторженно признался столичному диспетчеру в своей любви к Москве. "Маленький грузин снижается и приветствует вас, любимая Москва!" – нестандартная фраза взорвала Интернет. Одновременно став поводом для вполне стандартного… служебного разбирательства.
Пилота отстранили от полетов, и многих это не на шутку взволновало. Причем, в зависимости от геополитических и исторических предпочтений реакция была разной. Подчас, взаимоисключающей. Большинство, конечно, просто улыбнулись. Однако часть читающей публики объявила мужчину героем, ну а другая – преимущественно по эту сторону Кавказского хребта – сочла его предателем. Не больше и не меньше!
Дав волю воображению, безусловно, можно выдвинуть немало толкований и версий. Только это как раз случай, где все лежит на поверхности. В авиации есть устоявшееся профессиональное понятие – "стерильный кокпит". В ответственные моменты (а посадка один из наиболее ответственных) пилотам категорически запрещено засорять радиоэфир отвлеченными фразами. Добавлю: им также настоятельно не рекомендуется пить в это время кофе, слушать музыку, заигрывать с длинноногими членами экипажа, витать в облаках (отдельно от авиалайнера), читать таблоиды и даже произведения классиков… Думаю, вполне понятная логическая цепочка.
Обнимая небо Грузии: стюардесса по имени Ира >>
Но любовь! Святое целомудренное чувство. Разве можно им кого-то или что-то омрачить?!.
Омрачить – вряд ли. Засорить – еще как!.. Конкретно – радиоэфир. Потому что всему, как известно, свое время и место. Представьте оператора атомной электростанции, которого любовь лишила разума! – Брр! Чуть смягчим – оперного солиста, который бесцеремонно наплевав на либретто, изъясняться в любви стоящей в кулисах реквизиторше? Полагаете, поклонники придут в восторг? Позволю усомниться, даже если это "гениальная" находка режиссера-модерниста.
Кстати, по поводу находки – не оговорка. Руководитель авиакомпании, где служит влюбленный в Москву пилот, среди прочего заявил, что устанавливается подлинность распространенной аудиозаписи. Признаюсь, после ее прослушивания в меня тоже закрались небезосновательные сомнения. Акцент и колоритная атмосфера переговоров невольно вызвали ассоциацию с "Пятигорской телестудией" и ее неподражаемым ведущим Жориком Вартановым. Ну да, из юмористического шоу "Комеди-клаба"!
Все это, прямо скажем, абсолютно не вяжется с образом командира авиалайнера. Уверенного в себе, проявляющего достоинство и сдержанность. С золотыми нашивками на рукаве безукоризненно сидящего кителя… Можете не соглашаться, но мне лично другой тип командира экипажа не встретился ни разу. А летать доводилось много.
Трудно понять и другое: как внутрислужебные переговоры могли без соответствующей санкции стать достоянием публичного пространства? Если это розыгрыш – автору и режиссеру он несомненно удался! Но если мы имеем дело с подлинной записью – кто-то явно заслуживает служебного несоответствия. Ничуть не меньше, а, возможно, и больше умирающего от любви к Москве пилота. Который, кстати, проявил себя как талантливый актер комедийного жанра.
Рассерженная на зятя теща остановила самолет, сообщив о бомбе >>
Сомнений нет – комиссия во всем разберется. Меня же, как вы, наверное, поняли, в этой истории волнует другое. Не сам Икар, а многоликая аудитория, принявшаяся со смаком обсуждать его поступок по обе стороны Государственной границы. Написанная в полушутливом тоне публикация в "Sputnik-Грузия" о "маленьком пилоте-грузине", перекрыла по рейтингу отчеты о важнейших политических событиях последнего времени.
Долго размышлял, как на все это посмотреть. Неужели люди истосковались по незатейливому проявлению простых человеческих чувств? По "маленькому принцу" Сент-Экзюпери? Видимо, в основном, так. Если бы на этом фоне не резали слух обвинения в измене. Опомнитесь, уважаемые господа! Нельзя же каждому слову или поступку придавать политическое звучание?! Это обесценит самые возвышенные чувства. Включая любовь. В том числе, любовь к Родине…
Сам лично никогда не причислял себя к фанатам Москвы. Однако, среди моих знакомых многие искренне любят этот, безусловно, неординарный город. Теперь появились и другие – питающие слабость к Праге, Парижу, Стамбулу, Риму, Нью-Йорку и даже суровому Стокгольму. Тем не менее, для моего поколения Москва – еще и проявление ностальгической инерции, не в последнюю очередь связанной со свободным владением русским языком. В отличие от английского, который у нас больше со словарем…
Что, однако не означает, будто объяснением в любви на каком-либо из языков, дозволено засорять авиационный эфир – московский, пражский, стамбульский, римский, нью-йоркский и даже стокгольмский. Пилот-профессионал у штурвала – образец хладнокровия и расчетливости. Немногословный. Даже в критическом режиме. И за фактами ходить не надо далеко.
… 17 апреля нынешнего года. Рейс Нью-Йорк – Даллас. Командир Боинга 737 Тамми Джо Шульц. Женщина. Бывший пилот морской авиации США. Через 20 минут после взлета у лайнера взорвался левый двигатель. Осколками пробило фюзеляж. Произошла разгерметизация салона.
Горячие женщины-пилоты станцевали Kiki Challenge у движущегося самолета – видео >>
Случай, когда диспетчеры оказались многословней пилота: "Я правильно понимаю, что у вас пожар двигателя и вы летите на одном?" Ровный женский голос: "Пожара уже нет, но мы на одном". "Ок, вы на одном двигателе, до Филадельфии вам все расчистили, можете сохранять эшелон 11 тысяч?", "Да, сэр".
Только самое необходимое. Спокойно, четко. Даже в ходе констатации не самых обнадеживающих деталей: "У нас отвалилась часть самолета, нам нужно немного спуститься".
Спустились. Сели в нештатном режиме. Без жертв. Десятки спасенных жизней.
Думаю, слова тут вообще не нужны...