ТБИЛИСИ, 1 янв — Sputnik. Обязательное периодическое техническое инспектирование автомобилей в Грузии вступило в силу для всех автотранспортных средств с 1 января 2019 года.
Автомобилисты должны будут ежегодно проверять уровень выхлопов, систему тормозов, руля, фары, шасси и другие части машины. В случае выявления несоответствия нормам, нужно будет в определенные сроки исправить проблему. Техосмотр перестал быть обязательным в Грузии в 2004 году при президентстве Михаила Саакашвили. Тогда решение приняли из-за высоких рисков коррупции в этой сфере.
Техосмотр в Грузии - кто может ездить и сколько машин "забраковали" >>
С 1 января 2018 года периодическое техническое инспектирование стало обязательным только для транспортных средств, вес которых превышает 3,5 тонны, а также для машин, у которых восемь или более пассажирских мест.
Техосмотр был обязателен для этих машин и ранее, но с 1 января 2018 года он стал более сложным. Кроме того, увеличится размер штрафов, предусмотренных в случае отсутствия проверки.
С 1 июля 2018 года техническое инспектирование стало обязательным для легковых транспортных средств, зарегистрированных на юридические лица, а также для автомобилей, принадлежащих государству.
С 1 октября 2018 года новшество затронуло легковые транспортные средства, объем двигателя которых превышает 3.0, а с 1 января 2019 года – все остальные легковые машины.
Обязательному техосмотру не будут подлежать мопеды и те автотранспортные средства, скорость которых не превышает 25 километров в час, а также прицепы, вес которых колеблется от 750 килограмм до 3,5 тонны.
Критерии и стоимость
Согласно техническому регламенту, разработанному правительством Грузии, при обязательном периодическом техническом инспектировании автомобили будут проверять по следующим основным критериям: система тормозов, система руля, видимость, фары, оси, колеса, подвеска, шасси, выхлопы.
Обязательный техосмотр легковых машин нужно будет проходить в аккредитованных сервис-центрах. Проверка легковых машин обойдется в 60 лари (порядка 23 долларов), а грузовых — 100 лари (более 38 долларов).
Если с первого раза автомобиль не сможет удовлетворить тому или иному критерию, установленному регламентом, у его владельца будет месяц на искоренение неисправности. После этого он вновь должен будет пройти инспектирование, но уже бесплатно, и проверить только тот компонент, которому он не смог удовлетворить в первый раз.
Оплачивать техосмотр в сервис-центрах можно будет только по безналу — при помощи аппарата быстрого зачисления денег, по интернету или обычной банковской картой. Это делается для того, чтобы избежать оборота наличных денег в сервис-центрах и финансовых недоразумений.
Где пройти техосмотр
На сегодняшний день в Грузии функционируют 40 сервис-центров, в которых в целом 89 линий для проверки автомобилей. По данным министерства экономики, центры расположены таким образом, чтобы максимально охватывать все регионы страны.
В ближайшее время в регионах Грузии планируется добавить еще примерно 70 линий, что повысит доступность и скорость обслуживания автомобилистов.
Многие сервис-центры уже оснащены современным оборудованием, позволяющим предоставлять качественные услуги владельцам автомобилей. Как заявляют в Минэкономики, те сервис-центры, которые не соответствуют требованиям ведомства, будут переоснащены.
Техосмотр нужно будет проводить раз в год. Отсчет будет идти с месяца регистрации автотранспортного средства, который указан в его техпаспорте.
Штрафы
Что касается тех автовладельцев, которые проигнорируют обязательное периодическое техническое инспектирование, то, согласно действующему в Грузии законодательству, они будут оштрафованы на 10 лари (более 3,8 доллара), а юридические лица — на 100 лари (более 38 долларов).
Но планируется повышение штрафов – для физических лиц до 50 лари (более 19 долларов), а для юридических – до 200 лари (более 76 долларов). Кроме того, будут штрафовать на 50 лари (более 19 долларов) тех водителей, которые управляют транспортным средством, не прошедшим техосмотр.
Правительство Грузии 30 октября внесло в парламент данный законопроект, который уже принят в первом чтении.
Как покажет себя на практике обязательное периодическое техническое инспектирование, улучшится ли ситуация на дорогах и экологическое положение, покажет время.