Правительство поддерживает проект порта Анаклия как инвестор

Государство инвестирует в строительство порта в Анаклиа до 100 миллионов долларов
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ТБИЛИСИ, 19 фев — Sputnik. Правительство Грузии поддерживает проект строительства глубоководного порта в Анаклиа (регион Самегрело) и поддерживает его в рамках своей компетенции, заявил министр экономики Грузии Георгий Кобулия.

Вопрос порта Анаклиа стал актуальным после того, как Генеральная прокуратура завела уголовное дело по статье "отмывание денег" в отношении главы TBC Holding Мамуки Хазарадзе. TBC Holding является одним из основателей Консорциума развития Анаклиа, куда также входит четыре иностранных компании.

Что будет с клиентами TBC Bank? Страсти вокруг крупнейшего банка Грузии >>

Хазарадзе накануне заявил, что уголовное дело может помешать закрытию сделки по финансированию строительства порта Анаклиа.

"Мы, как правительство, поддерживаем порт Анаклиа. Эта поддержка выражается в большом финансировании, которое выделяет правительство на проект. Это касается как выкупа земель и строительства инфраструктуры, так и прямых инвестиций в капитал проекта, которые составляют до 100 миллионов долларов. Поэтому никто не должен сомневаться, что правительство полностью поддерживает этот проект", - сказал Кобулия.

По его словам, проект порта осуществляет консорциум, а не конкретные лица, поэтому он не видит особого влияния уголовного дела вокруг TBC Bank на проект порта, однако отметил, что все эти события могут негативно отразиться на экономике страны.

Премьер: ситуация с TBC Bank не имеет отношения к политике

"Я надеюсь, шумиха стихнет и все закончится, так как события такого типа никогда не отражаются позитивно на нашей экономике и стране. Я надеюсь, все завершится мирно и хорошо", - отметил Кобулия.

Уголовное дело против Хазарадзе и его заместителя Бадри Джапаридзе касается TBC Bank. Следствие установило, что в апреле и мае 2008 года компании Автандила Церетели "Самгори трейд" и "Самгори М" взяли в банке без надлежащего обеспечения 17 миллионов долларов. Сразу после поступления этих денег на счет они передали их Хазарадзе и Джапаридзе. Позже этот кредит был обнулен банком, а полученные деньги Хазарадзе и Джапаридзе не возвращали.

Нацбанк 14 февраля лишил председателя Наблюдательного совета TBC Bank Мамуку Хазарадзе и его заместителя - Бадри Джапаридзе права подписи. Причиной, по данным Нацбанка Грузии, стали нарушения, связанные с транзакциями 2007-2008 годов. Проверка Нацбанка выявила нарушение требований законодательства, регулирующего конфликт интересов. Банк обжаловал решение регулятора в суде.

TBC Bank продолжит работать с Нацбанком Грузии для выхода из ситуации >>

При этом решение регулятора не коснулось полномочий Хазарадзе в TBC Holding и в ТBC Bank Group PLC и его доли в самом банке.

Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года, в данный момент ведутся работы по углублению дна. Строительство осуществляет Консорциум развития Анаклиа, который основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Express (Центральная Азия) G-Star Ltd.  (Болгария).

Глава TBC Bank рассказал о состоянии дел по порту Анаклия

В начале февраля Немецкий банк развития DEG и Нидерландский банк развития FMO приняли решение инвестировать в строительство порта. По данным Консорциума, после решения двух европейских банков об инвестировании, 600 миллионов долларов, необходимые для первой фазы строительства, собраны.

Старт работы порта намечен на 2021 год. Развитие порта будет осуществляться по девяти фазам.

Первая фаза подразумевает, что после старта порт сможет принять в год 900 тысяч контейнеров. Это не значит, что в первый же год столько грузов поступит в порт, но это будет допустимым объемом – утверждают авторы проекта. Разрыв между первой и второй фазой будет в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы.

МВФ: угрозы для TBC Bank на данный момент нет >>

По истечении первой и второй фаз, порт Анаклиа сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. По расчётам авторов проекта, явью это станет ближе к 2030 году. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам Консорциума, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.

Общая стоимость проекта - 2,5 миллиарда долларов США.