Ряды правящей партии Грузии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" продолжают редеть, а параллельно происходит "перекройка" оппозиции.
"Грузинскую мечту" покидает еще один депутат>>
На сегодняшний день силы в парламенте Грузии распределены следующим образом: у "Грузинской мечты" - 111 депутатов, у партии "Европейская Грузия – движение за свободу" - 20, у бывшей правящей партии "Единое национальное движение" - шесть, у "Альянса патриотов Грузии" - пять, а шесть депутатов являются независимыми.
Еще одно место в парламенте вакантно. Промежуточные выборы, в одномандатном округе Мтацминда в Тбилиси, состоятся весной.
Четверо из шести независимых депутатов - Эка Беселия, Гедеван Попхадзе, Леван Гогичаишвили и Бека Нацвлишвили - покинули "Грузинскую мечту" на прошлой неделе.
Своя игра
Беселия, Попхадзе и Гогичаишвили заявили о своем уходе после того, как большинство парламента Грузии не поддержало их инициативу о приостановке до конца 2025 года процесса бессрочного назначения судей в городские, районные и апелляционные суды.
Отношения Беселия с коллегами из правящей партии испортились еще в конце 2018 года, когда она на фоне первой волны судебного скандала покинула должность председателя юридического комитета парламента.
Причиной она назвала неприемлемость представленного в парламент списка кандидатов в судьи Верховного суда Грузии и просьбы Высшего совета юстиции рассмотреть его в ускоренном порядке. В этом списке оказались имена судей, которых при прежней власти обвиняли в выполнении политических заказов партии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение".
Законопроект Беселия о судьях провалился - "Грузинская мечта" сдержала слово>>
После волны протеста оппозиции и части депутатов от правящей партии Политсовет "Грузинской мечты" принял решение приостановить процесс и разработать, как того и требовала Беселия, четкие критерии отбора судей Верховного суда, чтобы гарантировать его независимость.
Все это происходило на фоне взаимных обвинений Беселия, председателя парламента Ираклия Кобахидзе и других авторитетных депутатов парламента. Они не раз заявляли о том, что уход Беселия планировался давно, так как для нее было подготовлено место вице-спикера парламента, но она предпочла затеять свою игру.
Кто еще уходит
Еще одним желающим покинуть правящую партию оказался член фракции "Грузинская мечта – социал-демократы" Гия Жоржолиани.
"Я уже думал, что я буду участвовать в следующих выборах независимо, но, возможно, этот процесс ускорится", - сказал Жоржолиани журналистам.
Он также не исключил, что вслед за ним большинство могут покинуть и другие члены его фракции. Причиной он назвал разногласия с однопартийцами по социальным вопросам.
"Наша позиция связана с социально-экономическими вопросами и налоговой политикой. Мы представили несколько инициатив, но ни одна из них не была поддержана большинством. В ближайшее время мы представим парламенту еще несколько инициатив, но я не думаю, что их поддержат, что ускорит наш выход из большинства", - сказал Жоржолиани.
Членом именно этой фракции был депутат Бека Нацвлишвили. Он предложил парламенту изменить закон о накопительной пенсии, но, после того как большинство отказалось поддерживать его инициативу, покинул парламентское большинство.
После ухода Нацвлишвили во фракции социал-демократов остается шесть депутатов: Гия Жоржолиани, Руслан Погосян, Сулхан Махатадлзе, Коба Нарчемашвили, Роман Мучиашвили и Мириан Циклаури.
Циклаури также не исключил, что покинет партию вслед за Жоржолиани, если этой фракции не удастся сблизить свои позиции с коллегами из большинства.
Собирается уйти из парламентского большинства и "Грузинской мечты" в целом еще один депутат - Звиад Квачантирадзе.
"Сейчас я хочу получить больше информации, потом я сделаю заявление (об уходе – ред.) Мне нужно время, и после я зафиксирую свою позицию", - сказал Квачантирадзе.
"Привыкайте!" - премьера Грузии не смущают разногласия в "Грузинской мечте">>
Не исключил своего ухода еще один депутат от правящей партии Заза Хуцишвили, который отметил, что все будет зависеть от решения парламента Грузии по вопросу судей Верховного суда.
Планы Беселия
Между тем, Эка Беселия вместе со своими соратниками не скрывает, что приложила руку к расколу в "Грузинской мечте". В их планах - сформировать сразу две фракции в парламенте и заполучить определенный политический вес.
"Несколько человек уже готовы быть с нами. Нужно продолжить консультации. Большинство покинет еще несколько человек, и будет новая политическая конфигурация как в вопросе фракций, так и в вопросе большинства и меньшинства. Нам предстоит найти свое место в новой политической данности. Возможно, будут созданы две фракции", - сказала Беселия.
Она отметила, что планирует создать парламентское меньшинство вместе с теми депутатами, которые поддержали ее инициативу.
"Мы ведем консультации с теми, кто поддержал инициативу, близок этой идее, и вопрос времени, когда эти люди сделают шаг к тому, чтобы покинуть большинство", - сказала Беселия.
Согласно регламенту парламента Грузии, во фракции должно быть минимум шесть депутатов.
Новый расклад сил
Если Беселия удастся собрать две фракции единомышленников, партия "Европейская Грузия – движение за свободу" останется без статуса парламентского меньшинства и, соответственно, полагающихся ей привилегий.
Согласно регламенту, фракция или фракции могут создать парламентское меньшинство, если общее количество их депутатов наполовину превышает число депутатов, находящихся вне большинства.
Между тем, "Европейской Грузии" готовы помочь сохранить статус второй силы в парламенте их бывшие соратники по "Единому национальному движению".
Революционной чистки не будет: "Грузинская мечта" продолжит судебную реформу по плану>>
Лидер фракции "Национальное движение" Роман Гоциридзе не исключил начала переговоров по этому вопросу. Если консультации окажутся успешными, в этом парламентском меньшинстве будет 26 депутатов.
Что стоит за уходами
За всеми перипетиями в правящей партии эксперт Петре Мамрадзе видит желание определенных политиков заработать очки перед парламентскими выборами 2020 года.
"Когда они ("Грузинская мечта" - ред.) получили конституционное большинство в парламенте, было ясно, что их не связывают общие принципы, идеалы и идеи, их не связывает ничего, кроме общей страсти к наживе и карьере. И сейчас время начало поджимать, и каждый из них оценивает: буду ли я в том партийном списке в будущем году на парламентских выборах или не буду", - отметил Мамрадзе.
Программа минимум у этих политиков, по словам Мамрадзе, показать, что они ушли из "Грузинской мечты" сами, а программа максимум - каким-то образом вновь попасть в парламент.