ТБИЛИСИ, 4 мар — Sputnik. Бывший глава Наблюдательного совета TBC Bank Мамука Хазарадзе в ходе комитетского слушания в парламенте Грузии заявил, что он и его экс-заместитель Бадри Джапаридзе взяли в долг у компаний друга-бизнесмена Автандила Церетели, 17 миллионов долларов США, чтобы увеличить уставной капитал банка.
TBC Bank находится в центре внимания общественности с начала января. Именно тогда стало известно, что прокуратура изучает одну из банковских операций в 2008 году на предмет отмывания денег. В середине февраля Национальный банк Грузии лишил Хазарадзе и Джапаридзе права подписи и призвал Наблюдательный совет банка исключить их, обосновав это нарушениями, связанными с транзакциями 2007-2008 годов.
Хазарадзе и Джапаридзе решили выступить перед депутатами после того, как дело TBC Bank вызвало большой ажиотаж в политических кругах страны. Оппозиция обвинила власти Грузии в расправе над бизнесом. Правящая партия "Грузинская мечта - демократическая Грузия", в свою очередь, настаивает на том, что следует дождаться результатов следствия.
Версия Хазарадзе
По словам Хазарадзе, все началось в 2007 году, когда Национальный банк Грузии потребовал от TBC Bank увеличить уставной капитал со 100 миллионов долларов США до 200.
"Вам известно, что 2007 год на протяжении нашей последней 25-27-летней истории был самым быстрорастущим, так как рост внутреннего валового продукта был очень высоким. Соответственно, банк продолжал финансирование, и в какой-то момент он нарушил норму адекватности капитала. Она означает, что надо увеличить уставной капитал для того, чтобы продолжить деятельность и кредитование", - сказал Хазарадзе.
Банкир утверждает, что обычно Нацбанк дает трех- или шестимесячный срок владельцам банка для привлечения денег, однако в этом случае регулятор поступил жестко и приостановил кредитную деятельность TBC Bank.
"К сожалению, нам не дали возможность за три или шесть месяцев найти капитал, и можно сказать, что на следующий же день, по приказу Национального банка, банк остановился и лишился права осуществления своей основной деятельности", - добавил он.
Новый скандал вокруг TBC Bank: глава МВД ответил на обвинения банкира >>
К тому моменту Хазарадзе и Джапаридзе владели около 80% акций TBC Bank, а по 10% принадлежали Всемирному банку и Государственному банку Германии (DEG).
"Практически, мы уже видели, что потихоньку выходим из бизнеса, теряем позиции. После этого мы начали поиски инвестора, который осуществил бы инвестицию в TBC Bank, и он вернулся бы к своей деятельности", - сказал Хазарадзе.
Он отметил, что руководство TBC Bank остановило выбор на AIB Bank, так как ирландцы предлагали 20-процентное вхождение в капитал, в отличие от OTP Bank, который полностью хотел купить TBC Bank.
Уже в 2008 году TBC Bank оформил соглашение с AIB Bank, но с определенными условиями.
"В этом документе было написано, что мы своими же средствами должны были вернуться на рынок и увеличить капитал, однако те деньги, которые мы вложили бы для увеличения капитала, не перефинансировали бы. То есть, тут речь идет о 80 миллионах долларов. То есть, AIB нам говорил: "Мы хотим удостовериться, что вы встали не из-за какой-то другой причины, а из-за простого технического вопроса. Внесите деньги, и мы дадим вам документ о том, что перефинансируем вам эти деньги", - сказал Хазарадзе.
После этого, по словам Хазарадзе, он с Джапаридзе стал искать 80 миллионов долларов США. Вскоре известные американские компании JP Morgan и Ashmore fund выдали им 60 миллионов долларов США. Банкирам оставалось найти еще 20 миллионов долларов. Три миллиона долларов им в долг выдал их знакомый французский бизнесмен, на протяжении долгих лет работающий генеральным директором компании минеральной воды Borjomi.
Остальные 17 миллионов Хазарадзе решил взять в долг у Церетели.
МВФ: угрозы для TBC Bank на данный момент нет >>
"Я звоню к Авто Церетели, говорю: "Авто, мне нужны деньги". Он меня спрашивает: "Когда нужны?". Я говорю: "Вчера". А он спрашивает: "Какая у тебя есть гарантия?". Я отвечаю, что она есть, и нам уже перечислили 60 миллионов, а в августе все это заканчивается. Таким образом, мы получаем от Авто кредит под 17% годовых", - отметил Хазарадзе.
Война все спишет?
Хазарадзе отмечает, что он был уверен в успешном исходе дела, если бы не пятидневная августовская война 2008 года в Грузии.
"После этой пятидневной войны с нами связывается вновь AIB, и именно поэтому я еще больше уважаю ирландцев, и говорят: "Несмотря на то, что произошла война и экономика в тяжелом состоянии, мы все равно готовы выполнить наше соглашение, только перенесем число подписания. Мы 15 сентября приезжаем и перечислим деньги", - сказал Хазарадзе.
Вскоре за войной в сентябре 2008 года последовал всемирный финансовый кризис, и многие ведущие мировые банки обанкротились, в том числе и ирландский банк AIB.
По словам Хазарадзе, на этот раз TBC Bank оказался перед опасностью закрытия. Таким образом, руководство приняло решение о продаже большей части своей 80-процентной доли, чтобы избавиться от долгов и спасти ликвидность финансового учреждения.
На сегодняшний день у Хазарадзе 13,98% акций TBC Bank, а у Джапаридзе - 6,98%.
Что говорит прокуратура
Версия Хазарадзе не соответствует доводам прокуратуры. Согласно материалам дела, 2 августа 2018 года прокуратура Грузии возбудила уголовное дело по статье "легализация незаконных доходов (отмывание денег), сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере". Причиной начала следствия послужила информация, полученная 1 августа прошлого года от Службы финансового мониторинга.
Схема вероятного отмывания денег выглядела следующим образом: в апреле-мае 2008 года TBC Bank предоставил кредит в 17 миллионов долларов компаниям "Самгори М" и "Самгори трейд", владелец которых Автандил Церетели является приятелем Хазарадзе.
В тот же день эти деньги были перечислены на счета Хазарадзе и Джапаридзе, несмотря на то, что кредит был запрошен якобы для оборота бизнеса.
В октябре-ноябре 2008 года срок погашения 17-миллионного кредита для компаний "Самгори М" и "Самгори трейд" увеличился на год, при том что они и не начинали его погашать. А уже 31 декабря 2008 года, также до начала погашения долга, TBC Bank присвоил кредиту безнадежную классификацию, а затем необоснованно списал и перенес на внешний баланс, сказано в сообщении прокуратуры.
Банк также не потребовал возвращения 17 миллионов от тех, кто поручился за "Самгори М" и "Самгори трейд". TBC Bank также не стал срезать деньги со счетов компаний или изымать их имущество, заложенное под залог.
"Атака на Нацбанк" из-за TBC Bank, или Почему сорвалось заседание парламента Грузии >>
Более того, TBC Bank освободил эти компании от обязанностей по кредиту. Ответственность за возвращение 17 миллионов взяла на себя компания, зарегистрированная месяцем ранее в офшорной зоне, у которой не было никакого финансового актива в Грузии. Эта компания получила право потребовать деньги у Хазарадзе и Джапаридзе.
Параллельно этому TBC Bank периодически стал освобождать от ипотеки заложенную компаниями "Самгори М" и "Самгори трейд" недвижимость.
Доверенным лицом зарегистрированной в офшоре компании был гражданин Грузии Паата Гадзадзе, который во время получения компаниями "Самгори М" и "Самгори Трейд" кредита в 17 миллионов был членом кредитного комитета TBC Bank.