Парламент Грузии в первом чтении утвердил критерии отбора судей Верховного суда, но довольны ими оказались лишь представители правящей партии "Грузинская мечта - демократическая Грузия".
В этой версии поправок в закон "Об общих судах" подробно прописаны правила отбора кандидатов Высшим советом юстиции. Речь идет о пяти этапах с максимальным обеспечением прозрачности процесса на каждом из них.
В среду депутаты рассмотрели два альтернативных законопроекта: один разработала оппозиционная партия "Европейская Грузия – движение за свободу", а второй - совместно бывшие члены правящей партии и оппозиционной партии "Альянс патриотов Грузии".
Если вариант "Европейской Грузии" был кратким и предполагал отбор кандидатов Верховного суда лишь единогласно всеми членами Высшего совета юстиции, то второй оппозиционный вариант предусматривал участие в отборе кандидатов представителей неправительственных организаций в рамках рабочей группы в парламенте Грузии.
Среди инициаторов последних поправок была и бывший председатель юридического комитета парламента Эка Беселия, которая в начале года со скандалом покинула "Грузинскую мечту". Причиной ухода она назвала "судебный скандал", что очень удивило лидеров партии, так как ей готовили место вице-спикера парламента.
Судебный скандал
То, что правила отбора кандидатов в судьи Верховного суда надо менять, стало понятно в конце 2018 года. Тогда Высший совет юстиции представил список кандидатов в судьи и попросил принять его как можно скорее, мотивировав это нехваткой кадров в суде.
Готова ли "Грузинская мечта" дать полную свободу судам?>>
Список без оснований и биографий вызвал массовое недовольство. На этот раз возмутилась не только оппозиция, которая уже давно попрекала власти плохой судебной системой, но и сами члены правящей партии.
Дело в том, что в списке кандидатов оказались судьи, которые при власти третьего президента Грузии Михаила Саакашвили принимали скандальные решения по делам представителей на то время оппозиционной "Грузинской мечты", а также те, кого в последнее время обвиняли в "клановом управлении" судом.
После волны протеста, Высший совет юстиции пошел на попятный и согласился подождать разработки критериев отбора кандидатов в судьи.
Венецианская комиссия решит все
Председатель парламента Грузии Ираклий Кобахидзе утверждает, что правящая партия прислушивается к оппонентам.
"Что касается критики, мы учли ее и именно поэтому начали работу над процедурой и начали прописывать критерии", - заявил Кобахидзе.
Большие перемены: в парламенте Грузии больше нет меньшинства>>
При этом он отметил, что "Грузинская мечта" учтет замечания Венецианской комиссии, которая должна подготовить заключение по поправкам. До тех пор голосование во втором чтении не состоится.
"Мы выразили готовность и сегодня можем подтвердить, что, если в течение двух недель не будет заключения Венецианской комиссии, мы перенесем принятие поправок еще на две недели. Хотя и хотим принять их поскорее, так как затягивание вопроса может создать коллапс в Верховном суде, в июне там останутся только восемь судей", - сказал Кобахидзе.
А пока идут споры в Верховном суде пустуют 18 из 28 мест судей. Десять человек не справляются с объемом работы, и, соответственно, рассмотрение поступивших дел затягивается.
По закону, только во втором чтении парламент Грузии может внести смысловые поправки в законопроект. В третьем чтении можно вносить лишь технические правки.
Довольны не все
Народный защитник Грузии Нино Ломждария считает, что разработанный "Грузинской мечтой" законопроект не соответствует требованиям общества.
"Вызовы, стоящие в повестке дня, требуют создания таких законодательных рамок, которые исключат принятие самовольных, необоснованных решений и максимально оздоровят процесс принятия решений путем создания больших обоснований и прозрачности. Мы считаем, что представленный законопроект полностью не отвечает этим целям и создает угрозу повтора ситуации", - заявила Ломджария.
Новые фигуры или новые идеи - как "Грузинской мечте" выиграть выборы 2020 года?>>
С критикой законопроекта выступила и Эка Беселия.
"Неужели вам нравится проект, в котором Высший совет юстиции получил настолько большие полномочия, которые могут вас задушить, что он может по своему усмотрению укомплектовать список и бросить вам так же, как он сделал это в декабре. Неужели вы будете голосовать за проект, в котором идеалы "Грузинской мечты" превратились в идеалы Совета юстиции?" - обратилась Беселия к бывшим соратникам.
Не нашел законопроект поддержки и представителей авторитетных неправительственных организаций, которые еще во время работы над над ним обвиняли Кобахидзе и правящую партию в проведении интересов Высшего совета юстиции и "кланов" в судах Грузии.
Так или иначе, насколько законопроект правящей партии хорош, станет известно после опубликования заключения Венецианской комиссии.
Тогда же станет понятно, готова ли правящая партия сделать систему правосудия полностью независимой.