Страна загадок и парадоксов: популярность в Грузии формируют… антирейтинги

Просматривая грузинскую прессу, колумнист Sputnik Грузия приходит к заключению, что интересы политиков, общества и граждан, представленных в образе читателя, часто не совпадают друг с другом. Вопрос – кому подыгрывают газеты?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

А в том, что они подыгрывают, сомнений не возникнет, если внимательно вчитаться в материалы. Особенно когда тема – выборы. Неважно, президентские, парламентские, промежуточные. Журналисты мастерски сгущают краски и тут же сами себя разоблачают, пояснив, что это выгодно политикам. Добавим – и самой прессе, потому что интересно читателям.

Политическая летопись страны иногда предстает в форме детектива. Но в романах вымышлены персонажи – не характеры. В журналистике наоборот. А в итоге вне игры оказывается общество…

Трещины в оппозиции

На страницах газет (не говоря уже о телеэкране) промежуточные выборы мэра Зугдиди наделали гораздо больше шума, чем в действительности. Потуги оппозиции обострить ситуацию оказались безуспешными. А Михаил Саакашвили в очередной раз стал надежным щитом для Иванишвили ("Резонанси", 21.05).

"Защитный щит Иванишвили" - чего ждать от "революционеров" в Грузии

Если отголоски этих выборов еще слышны в обществе, то "благодаря" заявлению проигравшего кандидата Сандры Рулофс. Супруга Саакашвили, по сути дела, призвала к революционным действиям, публично выразив готовность взять в руки оружие. Вкупе с обещаниями мужа готовить почву для ускоренного возвращения ("Ахали таоба", 23.05) это поставило лидеров "Национального движения" в крайне неловкое положение, так как вызвало обратный эффект.

"В обществе отсутствует революционный дух", - пишет в "Резонанси" (21.05) политолог Вахтанг Дзабирадзе. Судя по всему, вожаки оппозиции неверно истолковали результаты первого тура осенних президентских выборов. Относительный успех они приписали росту своей популярности, а не усилению протестных настроений по отношению к правящей партии. "Грузинская мечта" же, напротив, сумела худо-бедно уловить настрой людей и максимально мобилизовать электорат. Похоже, в итоге и националы решили проявить здравомыслие. Они передумали выходить на улицу ("Ахали таоба", 21.05). Возможно, поняв, что не удостоятся массовой поддержки.

Выборы завершились, политическая истерия – нет >>

Доказывать, что победа "Мечты" в Зугдиди стала результатом выкручивания рук – это голый пиар, считает Дзабирадзе. Он согласен с проявившим "непокорность" Саакашвили секретарем политсовета "Нацдвижения" Никой Мелия: тот избрал единственно верную тактику. Хотя сам экс-президент продолжает действовать в своем излюбленном стиле. Теперь он анонсировал создание в Кварели специальной школы ("Ахали таоба", 23.05), где молодежь будет обучаться новым технологиям и методам борьбы, правильному использованию социальных сетей и т.д. То есть, грубо говоря, приемам ведения "гибридной войны".

Когда мечтами грезит не "Мечта"

Пылкие обещания Саакашвили искренне принимались на веру определенной частью общества, когда он занимал кресло президента. Точнее, когда будучи не в силах усидеть в нем ни минуты, лихорадочно носился по стране. Сегодня политические мифы практически не действуют. Тем не менее, многие оппозиционеры продолжают к ним обращаться, так как не видят иных способов склонить избирателя на свою сторону.

Чичинадзе вслед за Беселия - экс-члены "Грузинской мечты" решили "пустить корни"

"Проигрыш хотя бы одного мажоритарного участка полностью разрушит иванишвилевскую пирамиду", - надеется республиканец Давид Бердзенишвили ("Ахали таоба", 24.05). Заметим, раньше претензии оппозиции выглядели гораздо более внушительно. А один из лидеров "Демократического движения" Георгий Ахвледиани, похоже, был бы рад, исчезни с политической арены все серьезные противники. "Если б не было "Нацдвижения", "Мечта" давно бы лишилась власти", - вздыхает он. Но никому так и не удалось до сих пор примерить на себя их роль.

Порой мечтами, как выяснилось, подпитываются и планы солидных ведомств. Министр обороны Леван Изория, в пику получившему мифологический общественный резонанс заявлению Саломе Зурабишвили, приветствует размещение в Грузии американских военных баз. А эксперт Теона Акубардия рассматривает уникальную возможность предложить НАТО создание в Грузии центра по кибербезопасности и гибридным войнам ("Резонанси", 23.05). При том, что ни американцы, ни НАТО подобные варианты в данное время вообще не рассматривают.

Каладзе, Церковь и "Мечта" - самые рейтинговые политики и институты в Грузии >>

"Грузия и мир" (22-28.05) квалифицирует все это как иллюзию, ссылаясь на доклад Института стратегических исследований военного колледжа армии США. "Контроль России над воздушным пространством Южного Кавказа исключает использование в Грузии и Азербайджане баз, аэродромов, электронных средств и других форм сотрудничества для проведения воздушных операций США". Впрочем, добавляет газета, говорить о присутствии логики там, где дело касается иррациональной веры и ожидания "геополитического чуда", по-видимому, неуместно.

Обещания правительства обесцениваются одновременно с лари

К такому выводу приходит журналист Тамар Мушкудиани ("Резонанси", 23.05). Тема резкого падения курса лари к американскому доллару столь болезнена, что к ней обращаются даже издания, обычно старающиеся не углубляться в специфические вопросы подобного рода. Ну а "Резонанси" не обходит ее ни в одном из номеров, широко приводя мнение специалистов. С лари газеты тесно увязывает массу других социальных проблем – удорожание медицинского обслуживания (21.05), рост цен на продукты питания (23.05). Минфин обманывает народ, уверяя, что цены не поднимутся, пишет журналист Мари Читая.

Падение курса лари бьет рекорды - стоит ли ждать повышения цен?

"В условиях "Мечты" 100 долларов подорожали на 110 лари", - напоминает в "Ахали таоба" (24.05) председатель НПО "Общество и банки" Георгий Кепуладзе. Газета явно не удовлетворена объяснением премьера, который объясняет падение курса лари турецким влиянием, которое имеет, по его мнению, краткосрочный эффект. Бывший вице-премьер Темур Басилия (22.05) приводит более глубинные причины данного процесса, подчеркнув, что обменный курс валют – часть кредитно-финансовой политики страны, и Нацбанк не вправе снимать с себя ответственность.

"У нас в политике авторитет лидера устанавливается не по тому, кто лучше, а по тому, кто меньше портит", - горько замечает в "Алиа" (20-26.05) эксперт Гия Хухашвили. Последний опрос NDI лишь подтверждает такую иррациональность. Может, этим и объясняется относительно низкий показатель негативного рейтинга Михаила Саакашвили, лишенного возможности "портить" что-то напрямую ("Резонанси", 22.05). Правда, тогда можно понять недоумение "Алиа" (20-26.05) по поводу самого низкого антирейтинга у Кахи Каладзе.

Впрочем, больше всего настораживает другое: 37% опрошенных абсолютно уверены – их взглядов не выражает ни одна из партий. И в это, кстати, нетрудно поверить даже без исследований NDI…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции