ТБИЛИСИ, 13 июн — Sputnik. Правительство Грузии продлило "Консорциуму развития Анаклия" сроки закрытия финансовой сделки еще на полгода, заявила вице-премьер, министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили.
Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года, в данный момент ведутся работы по углублению дна. Его осуществляет Консорциум развития Анаклия, который основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) G-Star Ltd. (Болгария).
"Мы договорились с банками и консорциумом, что они назовут приемлемый на их взгляд срок, необходимый для завершения всех формальностей. На прошлой неделе мы получили информацию от консорциума, что желательный для них срок – шесть месяцев", - рассказала Цкитишвили журналистам.
По словам Цкитишвили, это изменение требует согласования с правительством, и вопрос обсудят на ближайшем заседании.
Скандал вокруг строительства портов в Поти и Анаклия продолжается >>
"По соглашению, срок завершения строительства порта – конец 2020 года. Соответственно, ни для кого не желательно сдвигать сроки. Об отсрочке, о которой мы сейчас говорим, мы еще раз побеседуем с консорциумом и международными финансовыми институтами", - заявила Цкитишвили.
Как заявляет министр, отсрочка закрытия финансовой сделки отразится на отсрочке сроков строительства порта, поэтому Цкитишвили выразила надежду, что она больше не понадобится.
"Естественно, что отсрочка не может не отразится на сроках строительства порта, и это то, что беспокоит нас всех. Вместе с тем, консорциуму вновь необходимо привлечь не только капитал международных финансовых институтов, но и собственный, над которым он должен поработать. Это то обязательство, в которое правительство никак не включено", - отметила Цкитишвили.
Консорциум доволен
В свою очередь, "Консорциум развития Анаклия" считает данную уступку правительства важной, так как это поможет успешно завершить процесс переговоров консорциума с международными банками.
"Консорциум с полной ответственностью заявляет, что у него полностью мобилизован необходимый для проекта капитал. Официальное заявление об этом будет тогда, когда правительство Грузии и международные финансовые институты достигнут соглашения", - говорится в заявлении, опубликованном "Консорциумом развития Анаклия".
В заявлении отмечено, что консорциум максимально выполняет свои обязательства в установленные сроки. Консорциум завершил все международные тендеры, выявил победившие строительные компании, и готов к переходу к новой, более активной фазе строительства порта Анаклия.
Строительство порта Анаклия: власти выбрали направление дороги >>
"Что касается сроков строительства, если за последующий месяц правительство и банки смогут договориться в связи с восьмым пунктом, мы с уверенностью заявляем, что порт Анаклия сможет принять первое судно в указанные сроки, в начале 2021 года", - сказано в заявлении.
Проект стратегической важности требует "больших" денег
Власти Грузии возлагают на порт большие надежды, так как он усилит транзитную роль страны, привлечет дополнительные инвестиции и положительно скажется на экономике страны.
Развитие порта будет осуществляться по девяти фазам. Общая стоимость проекта - 2,5 миллиарда долларов США.
Старт работы порта намечен на 2021 год, то есть уже через два года там должна быть устроена вся инфраструктура, позволяющая принимать суда, транспортировать и хранить грузы, а для этого нужны финансы.
На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Проблемы с закрытием финансовой сделки
Кредиторы уже найдены, но, чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку. И вот с этим возникли проблемы.
Самым главным требованием является покрытие риска грузооборота. Банки-кредиторы требуют, чтобы государство, с одной стороны, обеспечило бы эти кредиты, а с другой стороны – покрыло бы риск поступления грузов.
Государство должно создать резервный счет, на котором должна быть размещена сумма обеспечения кредита. У государства будет право заполнять этот счет, а если государство не исполнит этого, банки смогут разорвать соглашение, и соответственно после разрыва соглашения всю сумму кредита должно будет покрыть государство.
Компромисса не будет
Правительство со своей стороны заявляет, что не намерено страховать коммерческие риски.
Как ранее отметил глава Минфина Иване Мачавариани, программа, согласованная с Международным валютным фондом, не учитывает того, чтобы государство брало на себя финансовые риски в этой части.
Закрытие финансовой сделки, после которой должна была начаться активная фаза строительства, должно было изначально произойти 15 августа 2017 года. Однако, по инициативе Консорциума, эта дата откладывалась несколько раз. Теперь закрытие финансовой сделки должно произойти вместо 15 июня, его перенесли еще на полгода.
Вместе с тем, в этом процессе государство уже простило Консорциуму штраф в размере более 11 миллионов долларов за нарушение первоначальных сроков.