Почему проблему КПП "Верхний Ларс" без Грузии не решить

Расширение трассы и пропускной способности КПП "Верхний Ларс" откроет новые экономические и геополитические перспективы для Армении
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Лаура Саркисян, Sputnik Армения

Модернизация КПП "Верхний Ларс", которую планирует провести российская сторона, положительно скажется на трафике грузовиков и легковых автомобилей. Однако эффект этой меры проявится лишь в летний период, а вот зимой ситуация на дороге, ведущей к Ларсу, все равно останется сложной. В этом уверены эксперты в Армении и Грузии. 

Спасение для перевозчиков Армении: Грузия пророет тоннель к Верхнему Ларсу

Россия в 2020 году намерена реконструировать КПП "Верхний Ларс". При этом пропускная способность будет доведена до 3800 транспортных средств в сутки. Изначально при строительстве КПП предполагалось, что через него в день должны проезжать 170 грузовых, 200 легковых машин и 30 автобусов. Между тем, в 2019 году через "Верхний Ларс" в среднем проезжает около 650 грузовиков и примерно 1700 легковых машин в день. В наиболее загруженный сезон (с конца мая по сентябрь) эти показатели резко повышаются.

Руководитель отдела по управлению проектами компании "Спайка" Карен Багдасарян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения приветствовал инициативу российской стороны.

"Если речь идет о летнем сезоне, то задержка из-за трафика составляет от одного до трех дней, не больше. Это плохо, но не катастрофично. Естественно, с увеличением пропускной способности КПП сократится и время ожидания", - сказал Багдасарян.

Однако армянским перевозчикам также важно сократить время ожидания в очередях и зимой. Багдасарян отметил, что обычно зимой перевозчикам приходится останавливаться на территории Грузии из-за угрозы схода лавин на несколько дней. В результате образуются огромные очереди, следовательно, одна лишь модернизация КПП не поможет полностью решить проблему.

Дорога Квешети-Коби – спасение?

Спасением для перевозчиков может стать строительство дороги Коби-Квешети – наиболее проблемного участка автомобильной дороги, ведущей к КПП "Верхний Ларс". Зимой этот участок периодически закрывают из-за снегопадов. Согласно проекту, власти Грузии намерены построить дорогу длиной 22,7 километра, шесть мостов и пять тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом. 

Строительство тоннеля к границе с Россией профинансирует Азиатский банк

Проект обойдется в 3,5 миллиарда долларов, и пока неизвестно, когда он будет полностью реализован. Грузинская сторона пока только определила победителя тендера на модернизацию участка Коби-Гудаури (часть дороги Коби-Квешети).

"В 2017 году собственник компании "Спайка" предложил властям Грузии принять участие в проекте в качестве инвестора или найти инвесторов для строительства дороги, понимая роль этого участка для Армении. Но тогда грузинская сторона заявила, что у них нет проблем с финансированием", - пояснил Багдасарян.

Он отметил, что в существующих реалиях реализация этого проекта очень важна для Армении. Автомобильную дорогу через КПП "Верхний Ларс" Багдасарян считает наиболее эффективной, по сравнению с альтернативными путями.

Бахтадзе: строительство тоннеля к границе с Россией поможет побороть бедность >>

Его мнение разделяет и председатель общественной организации "Союз транспортных поставщиков" Егише Ованнисян. Он уверен, что без грузинского проекта вопрос очередей на КПП "Верхний Ларс" не решится.

"Модернизация КПП с российской стороны положительно повлияет на его пропускную способность. Но важнее увеличить пропускную способность самой дороги, ведущей к КПП, ведь сегодня она тормозит поток машин", - сказал Ованнисян в интервью Sputnik Армения.

Какие перспективы могут открыться для Армении

Генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия в интервью Sputnik Армения отметил, что модернизация КПП положительно отразится на трафике. За счет этого сократится время пребывания на пропускном пункте почти вдвое, что облегчит жизнь многим импортерам. 

Когда пройдет "головная боль" Верхнего Ларса? Взгляд из Армении

В свою очередь директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что расширение автомобильной трассы и пропускной способности КПП "Верхний Ларс" позволят увеличить товарооборот между Россией и Арменией.

"Это выгодно, прежде всего, Армении. Расширение возможностей автомобильного сообщения между Россией и Арменией очень важно и с геополитической точки зрения, так как даст возможность образовать транспортную магистраль Москва-Ереван-Тегеран", - сказал Лепехин.

Значение магистрали повышается с учетом того, что сегодня активизировались транспортные магистрали не только с Запада на Восток, но и с Севера на Юг. В развитии отношений с Ираном, а через него и со странами Азии заинтересованы Россия, Казахстан и Беларусь. Эти страны могут выйти на Иран как раз через Армению.