Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Модернизация КПП "Верхний Ларс", которую планирует провести российская сторона, положительно скажется на трафике грузовиков и легковых автомобилей. Однако эффект этой меры проявится лишь в летний период, а вот зимой ситуация на дороге, ведущей к Ларсу, все равно останется сложной. В этом уверены эксперты в Армении и Грузии.
Россия в 2020 году намерена реконструировать КПП "Верхний Ларс". При этом пропускная способность будет доведена до 3800 транспортных средств в сутки. Изначально при строительстве КПП предполагалось, что через него в день должны проезжать 170 грузовых, 200 легковых машин и 30 автобусов. Между тем, в 2019 году через "Верхний Ларс" в среднем проезжает около 650 грузовиков и примерно 1700 легковых машин в день. В наиболее загруженный сезон (с конца мая по сентябрь) эти показатели резко повышаются.
Руководитель отдела по управлению проектами компании "Спайка" Карен Багдасарян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения приветствовал инициативу российской стороны.
"Если речь идет о летнем сезоне, то задержка из-за трафика составляет от одного до трех дней, не больше. Это плохо, но не катастрофично. Естественно, с увеличением пропускной способности КПП сократится и время ожидания", - сказал Багдасарян.
Однако армянским перевозчикам также важно сократить время ожидания в очередях и зимой. Багдасарян отметил, что обычно зимой перевозчикам приходится останавливаться на территории Грузии из-за угрозы схода лавин на несколько дней. В результате образуются огромные очереди, следовательно, одна лишь модернизация КПП не поможет полностью решить проблему.
Дорога Квешети-Коби – спасение?
Спасением для перевозчиков может стать строительство дороги Коби-Квешети – наиболее проблемного участка автомобильной дороги, ведущей к КПП "Верхний Ларс". Зимой этот участок периодически закрывают из-за снегопадов. Согласно проекту, власти Грузии намерены построить дорогу длиной 22,7 километра, шесть мостов и пять тоннелей, в числе которых и девятикилометровый тоннель под Крестовым перевалом.
Проект обойдется в 3,5 миллиарда долларов, и пока неизвестно, когда он будет полностью реализован. Грузинская сторона пока только определила победителя тендера на модернизацию участка Коби-Гудаури (часть дороги Коби-Квешети).
"В 2017 году собственник компании "Спайка" предложил властям Грузии принять участие в проекте в качестве инвестора или найти инвесторов для строительства дороги, понимая роль этого участка для Армении. Но тогда грузинская сторона заявила, что у них нет проблем с финансированием", - пояснил Багдасарян.
Он отметил, что в существующих реалиях реализация этого проекта очень важна для Армении. Автомобильную дорогу через КПП "Верхний Ларс" Багдасарян считает наиболее эффективной, по сравнению с альтернативными путями.
Бахтадзе: строительство тоннеля к границе с Россией поможет побороть бедность >>
Его мнение разделяет и председатель общественной организации "Союз транспортных поставщиков" Егише Ованнисян. Он уверен, что без грузинского проекта вопрос очередей на КПП "Верхний Ларс" не решится.
"Модернизация КПП с российской стороны положительно повлияет на его пропускную способность. Но важнее увеличить пропускную способность самой дороги, ведущей к КПП, ведь сегодня она тормозит поток машин", - сказал Ованнисян в интервью Sputnik Армения.
Какие перспективы могут открыться для Армении
Генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия в интервью Sputnik Армения отметил, что модернизация КПП положительно отразится на трафике. За счет этого сократится время пребывания на пропускном пункте почти вдвое, что облегчит жизнь многим импортерам.
В свою очередь директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что расширение автомобильной трассы и пропускной способности КПП "Верхний Ларс" позволят увеличить товарооборот между Россией и Арменией.
"Это выгодно, прежде всего, Армении. Расширение возможностей автомобильного сообщения между Россией и Арменией очень важно и с геополитической точки зрения, так как даст возможность образовать транспортную магистраль Москва-Ереван-Тегеран", - сказал Лепехин.
Значение магистрали повышается с учетом того, что сегодня активизировались транспортные магистрали не только с Запада на Восток, но и с Севера на Юг. В развитии отношений с Ираном, а через него и со странами Азии заинтересованы Россия, Казахстан и Беларусь. Эти страны могут выйти на Иран как раз через Армению.