Как новому премьеру избежать резких движений, или Что ждет Грузию в ближайшее время

В центре внимания грузинской прессы всю неделю были новый Кабмин с Георгием Гахария и движение "Лело" банкира Хазарадзе – и то и другое, считают газеты, может повлиять на политические процессы в стране. Вот только в какой степени?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Пожалуй, мало кто из грузинских политиков удостаивался таких противоречивых оценок, как бывший министр внутренних дел Георгий Гахария. Восторженных, нейтральных, сквозь зубы, а то и откровенно бранных. Впрочем, обиняком или прямо, но вывод из их напрашивается один: Гахария – личность, бесспорно, неординарная.

Таких, как это часто бывает, либо уважают, либо опасаются и ненавидят...

Лучше и без ненависти, и без любви

На столь неоднозначном фоне уместней всего сослаться на лишенную эмоциональной окраски оценку политолога Рамаза Сакварелидзе: для большинства населения кандидатура Гахария приемлема ("Асавал-Дасавали", 09-15.09). В демократических рамках этого, в принципе, вполне достаточно для того, чтобы эффективно проявить себя на деле.

Однако существует несколько "но"…

"В первую очередь, мы должны..." – Гахария дал наставления новому кабинету министров

Прежде всего, фактор внутри- и геополитический. Как пишет "Квирис палитра" (09-15.09), вплоть до выборов 2020 года за каждым шагом Гахария, словно в лупу, будут наблюдать, с одной стороны, грузинская общественность, а с другой – Москва и Вашингтон. То есть, очевидный намек на необходимость тщательно выверять любое движение и гибко маневрировать.

Между тем, новый премьер уже дал в достаточно резкой форме понять, что "не будет подмигивать националам" ("Асавал-Дасавали"). Понятно, вызвав ликование в рядах непримиримых противников Саакашвили и его поверженного, но не осужденного до конца режима. Однако не следует забывать, что "Национальное движение" много лет служило удобным спарринг-партнером правящей партии. Захочет ли "Мечта" однозначно поддержать столь бескомпромиссную позицию?

Даже крайне неблагожелательная к Саакашвили "Асавал-Дасавали", вынеся на первую полосу пожелание-призыв – убрать "Нацдвижение" и "Евронацидвижение" из грузинской политики, тем не менее (чуть помельче), делает принципиальную оговорку: так, чтобы не замарать руки и не задушить вонью страну. Вот и попробуй, угоди всем!..

Алиев поздравил Гахария с утверждением на пост премьера Грузии >>

"Гахария самый способный, гибкий и прагматичный во всей правящей элите", - подчеркивает довольно критически мыслящий писатель Котэ Джандиери ("Квирис палитра"). "Он умеет разруливать проблемные ситуации", - согласен Рамаз Сакварелидзе ("Асавал Дасавали"). А разруливать явно придется. Выборы 2020 будут крайне деструктивными, предрекает в "Резонанси" (09.09) политолог Вахтанг Дзабирадзе. Если не появится третья сила, общество может докатиться до гражданского противостояния.

Станет ли Хазарадзе "вторым Бурчуладзе"?

Именно так ставит вопрос "Резонанси" (12.09). Презентовав новое общественное движение "Лело", банкир Мамука Хазарадзе дал понять, что создаст на его базе партию. Судя по лозунгам, она намерена претендовать как раз на роль третьей силы.

Банкир Хазарадзе готовится к выборам 2020 - презентация движения прошла в Анаклия

С символикой у Хазарадзе, надо заметить, все на уровне. Презентация прошла в Анаклия, где он руководил до недавнего времени проектом строительства глубоководного порта. А название "Лело" позаимствовано у национальной игры, наподобие регби, где решают сила, мощь, коллективизм. Однако, не секрет, что Анаклийский проект находится на грани срыва. И прежде всего, из-за невыполнения обязательств по привлечению пайщиков.

Даже для главного оппонента действующей власти Михаила Саакашвили это послужило поводом к едкому сарказму ("Ахали таоба", 13.09). К тому же, добавляет газета, в политике не жалуют бизнесменов высшего ранга. А Хазарадзе, несмотря на предсказания прессы, вроде бы, решил не привлекать известных лиц.

В памяти еще свежа попытка всемирно известного баса Пааты Бурчуладзе создать альтернативную партию. Действительность показала, что музыка и вокал безнадежно далеки от политики. А финансы? В целом поощряя начинание Хазарадзе, эксперты и журналисты, тем не менее, прибегают ко всякого рода оговоркам, когда речь заходит о реальных претензиях будущей партии на статус третьей силы.

Скандальное "письмо Гахария" к Хазарадзе - прокуратура обвинила банкира во лжи >>

В игре лело занесенный в зачетную зону мяч, то есть гол, тоже называется "лело". Сможет ли Хазарадзе забросить в 2020-м свое "политическое лело?" - с некоторым оттенком сомнения спрашивает "Резонанси" (13.09)?

НАТО без Абхазии или Цхинвали без НАТО

Не менее сложный выбор придется уже в ближайшее время делать и партии власти. Прежде всего, конечно, новому премьеру и его команде. Во-первых, надо будет окончательно определиться с тактикой отношения к оппозиции и оппонентам. Похоже, радикальная оппозиция готова в любой момент выйти за рамки сугубо политической борьбы. "Мы продолжим борьбу до конца – пока Гахария не уйдет с должности!" - цитирует "Ахали таоба" (09.09) активиста Дмитрия Бидзинашвили.

Тема недели в Грузии: неожиданное предложение и встречи с главой ПА НАТО

"Кабинет попытки сохранить власть", - иронизирует в этом же номере эксперт Гия Хухашвили. Хотя всем, безусловно, не до смеха. Оппоненты правительства охотно обращаются даже к факторам внешнеполитическим, достоверность которых под вопросом, и опасно ими манипулируют.

Так, бурный общественный резонанс вызвало интервью бывшего генсека НАТО Фога Расмуссена. В частности, о возможности приведения в действие пятой статьи Устава альянса (о коллективной обороне) только на территории, подконтрольной грузинским властям ("Резонанси", 11.09). То есть – либо отказаться от вступления в НАТО без абхазов и осетин, либо махнуть рукой на утраченные территории.

В обоих случаях появляются весомые основания обрушиться на власть. Ведь мало кто готов прислушиваться к голосу разума. Хотя бы к тому, что Расмуссен – лицо неофициальное.

"Думаю, это что-то вроде пробного камня", - полагает эксперт Мамука Арешидзе, воздерживаясь от более сильных формулировок. "Все равно Германия и Франция против", - согласен в ним аналитик Торнике Шарашенидзе. Но тема запущена в оборот.

Бурджанадзе: вступление Грузии в НАТО равнозначно уничтожению страны

Весьма примечательна на этом фоне и озвученная, наконец-то, кандидатура посла США в Грузии – Келли Дегнан. С одной стороны, женщина (что, правда, имеет значение для носителей местного менталитета, а не для американцев), с другой – дипломат, причем, если можно так выразиться, с откровенно военным уклоном. "Асавал-Дасавали" приводит послужной список нового посла – Пакистан, Афганистан, Боцвана, Турция, Косово. А до последнего момента она занимала пост политического советника Командующего военно-морскими силами США в Европе и Африке.

Впрочем, как утверждает газета, именно два генерала из структуры Дегнан вечером, сразу после выборов 1 октября 2012 года, категорически "посоветовали" Михаилу Саакашвили не делать резких движений…