О своих грузинских корнях, о событиях 20 июня в парламенте и теплом приеме накануне начала политического кризиса российский политик рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия.
Sputnik, Алексей Стефанов
Очередная революция в Грузии едва не случилась после того, как российский депутат Сергей Гаврилов во время сессии Межпарламентской ассамблеи православия (МАП), президентом которой является, сел в кресло спикера грузинского парламента.
Гаврилов рассказал, почему сел в кресло председателя парламента Грузии>>
Я не убивал грузин и это не моя революция
Говорить о перспективах российско-грузинских отношений Сергей Гаврилов начал, вернувшись на три месяца назад – времени проанализировать случившееся, было предостаточно. Первым делом политик еще раз заявил, что в кресло спикера парламента Грузии сел неслучайно и уж точно не со злого умысла – его усадила туда принимающая сторона.
"Как я теперь понимаю, все началось не 20 июня, а за два дня до этого. Официальные лица, представители грузинской оппозиции, партии Михаила Саакашвили "Европейская Грузия", распространили информацию, которая была подхвачена, растиражирована, что наш визит нежелателен, опасен, что Гаврилов участвовал в боевых действиях, убивал грузин. Мне это показалось дурной шуткой, тем более что накануне вечером нас очень тепло встречали в доме приемов президента, в котором участвовала грузинская духовная и светская элита, где все было на очень высоком уровне, с культурной программой", - рассказал Sputnik Грузия Сергей Гаврилов.
По словам депутата, если бы он знал, что абсолютно неполитическое заседание Межпарламентской ассамблеи православия вызовет такой резонанс, то, как президент МАП, перенес бы мероприятие в другую страну.
"Предложение Грузии долго рассматривалось, у представителей стран ассамблеи были разные позиции. Но мы, Россия, всегда поддерживали Грузию и настояли на проведении сессии в Тбилиси", - подчеркнул Сергей Гаврилов.
"О клевете в свой адрес я узнал еще в день приезда и сразу же обратился к журналистам, сказал, что это ошибка – я никогда не участвовал в боевых действиях, не то что в Абхазии, я вообще не воевал. Не говоря о том, что мой дед по маме - Григорий Ломтадзе - грузин, детство я провел в Грузии, у меня там много друзей", - отметил политик.
Кроме того, именно на 20 июня одной из дочерей Гаврилова была назначена операция, и за несколько минут до того, как представители оппозиции ворвались в парламент Грузии, Гаврилов объявил перерыв – нужно было срочно позвонить доктору по поводу операции. В итоге это, как он считает, спасло его от расправы, а дальше делегатам Межпарламентской ассамблеи православия помогла слаженная работа Сотрудников Службы государственной безопасности Грузии, которые вывели их в безопасное место.
"Я не участвовал в подготовке госпереворота, и не имею отношения к событиям, которые развернулись 20 июня. Единственное, что я сделал - действовал по протоколу, регламенту, в соответствии с пожеланиями и предложениями принимающей стороны – грузинского парламента, поэтому мы заседали в этих помещениях и поэтому меня посадили в кресло спикера. Считаю, что все обвинения, что якобы это Гаврилов все устроил, что это была революция Гаврилова - абсолютной глупостью, это не соответствует действительности ", - заявил Сергей Гаврилов.
Россия не хотела наказывать Грузию
"Кризис в Грузии преодолен, он сдулся. Конечно, грузинскому политическому классу виднее, но понятно, что конструкторы и архитекторы госпереворота не ставили своей задачей укрепление демократии в Грузии, ее международного имиджа, развития отношений с соседями, хотя страна во многом зависит от внешнеэкономической деятельности, товарооборота, заинтересована в гарантиях безопасности. И объективно, Россия является наиболее желательным партнером для Грузии со всех точек зрения", - уверен Сергей Гаврилов.
Политик считает, что для восстановления полноформатных отношений нужна политическая воля.
"На мой взгляд, в Грузии к власти пришла партия прагматиков, и, если они нацелены на защиту грузинских национальных интересов, то в их интересах, в интересах правительства, политического класса Грузии, парламента, включая оппозицию, - наладить полноформатные отношения с Москвой. Это очень сложный процесс, но если его не начать, ситуация в Закавказье будет только ухудшаться", - полагает российский парламентарий.
Депутат отметил, что "для Москвы нежелательно размещение в Грузии плацдарма, представляющего угрозу как для России, так и для соседей, потому что многие страны, среди которых Турция, Иран, с опаской смотрят на создание на территории Грузии военной структуры третьих стан".
Гаврилов уточнил, что Китай тоже внимательно следит за развитием ситуации. Ведь участие Грузии в реализации проекта "Один пояс — один путь" может дать дополнительный толчок в экономическом, социальном развитии страны за счет использования своих транзитных, торговых, туристических возможностей.
"Грузия может стать одним из экономических лидеров Закавказья, либо может прозябать в стагнации", - уверен российский парламентарий.
У России не было желания экономически наказывать Грузию, полагает депутат Госдумы.
"Почему мы отказались от туризма и ограничили авиасообщение? Потому что кризис в Грузии показал, что отсутствие политических контактов и дипломатических отношений – это отсутствие гарантий для наших граждан. В июне, июле, августе, да и сейчас никто не может дать стопроцентных гарантий безопасности туристов со стороны власти, полиции, спецслужб. Если с вами что-то случится, непонятно, кому жаловаться, - пояснил Гаврилов. - В остальном все в России понимали, что бизнес создает рабочие места, многие грузинские семьи зависят как от туризма, так и от товарооборота. И на санкции не пошли. Но без восстановления дипломатических отношений многие вопросы так и будут оставаться в тупике".
Политик считает, что связи Тбилиси с Москвой должны быть восстановлены, а вот какими будут отношения у грузинских властей с Абхазией и Южной Осетией - дело Грузии.
"Понятно, что есть так называемая "партия войны", которая в условиях возможного потепления отношений между нашими странами пытается обострить ситуацию. Но надо проявить волю, пойти на разблокирование отношений. С точки зрения России, думаю, парламентарии, политики могли бы помочь. Мы готовы встречаться со всеми. Единственное, мой опыт работы в международных организациях показал, что представители радикалов, к сожалению, непоследовательны. Но если в их действиях возобладает рационализм, грузинский патриотизм, забота о своем будущем, можно найти точки соприкосновения и с ними", - полагает российский политик.
Надежда на нового премьера
Сергей Гаврилов уверен, что восстановление дипломатических отношений является ключевой задачей, "которая сможет дать дополнительный стимул экономическим отношениям, торговле, туризму".
"Ставка на Гахария": видеодосье на нового премьера Грузии>>
"Ценность женевского формата Абашидзе в том, что спорные вопросы, особенно территориальные, не рассматриваются. Надеюсь, новый премьер Георгий Гахария, имеющий широкий кругозор, как защитник интересов бизнеса, и как министр внутренних дел, и как человек, прекрасно разбирающийся в экономике, сможет предложить обновленному кабинету министров новые нестандартные решения, которые позволят вывести Грузию из нынешнего кризиса", - полагает политик.
Гаврилов уверен, что восстановить отношения России и Грузии могут любые действия с обеих сторон – в том числе визиты грузинских оппозиционеров в Москву.
"Они очень важны, потому что в современном мире отношения строятся не только с политиками, но и с представителями студенчества, культурными, религиозными кругами – это отношения с гражданским обществом. Как бы ни шарахались политики, нам важно, чтобы отношения с активной частью грузинского общества и других стран были у нас стабильными и развивались, чтобы было доверие, сохранялось уважение друг к другу. Для нас это важно с точки зрения понимания страны, с чьими представителями мы общаемся. Это ненормально, что мы находимся рядом столетия, а у нас до сих пор нет полноценного формата отношений пусть закрытого типа, но доверительного на уровне руководства стран. Я думаю, что этот вакуум и позволил опрокинуть наши отношения в области культуры, экономики летом этого года. Необходимо думать о полноценном восстановлении отношений", - считает политик.
Что касается авиасообщения между странами, то говорить о возобновлении полетов без установления мер доверия не приходится, считает депутат. По словам Гаврилова, эйфория в отношениях прошла, поездки в Грузию на выходные ушли в прошлое – россияне переориентировались на Сочи, Санкт-Петербург и на соседние страны - Армению и Азербайджан.
"Я не вижу, какие еще шаги может предпринять Россия - все возможное она уже сделала. Но должен сказать, что в Грузии за эти годы состоялось гражданское общество. И эта реакция на действия "Рустави 2", на антироссийские лозунги, на мой взгляд, была последовательной и понятной. Думаю, у грузинского общества достаточно сил, чтобы преодолеть навязанную модель русофобии. И я очень надеюсь, что новое грузинское руководство прагматично подойдет к этому вопросу и поставит во главу угла полноценное восстановление дипломатических отношений с Россией. На Кавказе принято встречаться. Швейцария предложила возможности посредничества, но я считаю, что мы находимся друг к другу ближе, чем каждая из наших стран к Швейцарии, и мы могли бы спокойно встречаться в Москве или в Тбилиси", - заключил Сергей Гаврилов.
Напомним, в июле 2013 года приезд Сергея Гаврилова в Тбилиси на товарищеский матч между командами "Динамо" (Тбилиси) и "Динамо" (Москва) также не остался незамеченным. Тогда президент Михаил Саакашвили в специальном телеобращении заявил, что приездом Гаврилова была "нарушена безопасность и национальное достоинство Грузии" (в 2008 году Гаврилов в Госдуме голосовал за признание независимости Абхазии и Южной Осетии). После игры группа болельщиков тбилисского "Динамо" устроила акцию протеста против приезда российского депутата.