Надо воздать должное сотрудникам печатных изданий. Газетчики гораздо многосторонней препарируют острые события, чем репортеры других средств информации, прежде всего, телевизионных. Они, конечно, условно придерживаются рамок своих газет, но грамотный читатель легко понимает, что к чему…
Гаврило Принцип и принцип Гаврилова
С позиции журналистской – аналогия весьма удачная ("Асавал-Дасавали", 24-30.06). С политической – собственно, тоже. Масштабы, правда, к счастью, иные. Автор не предрекает потерь, как в Первую мировую, однако отдельные параллели все же проводит. Как Сергей Гаврилов очутился в кресле спикера грузинского парламента?! Кому это было на руку?
Гаврилова в Грузию больше не впустят - глава МВД о последних событиях в стране >>
Вопрос волнует и другие издания. В плане моральном, конечно. В формальном все и так ясно. Он председатель Межпарламентской ассамблеи православия и на заседании, естественно, должен сидеть во главе президиума. Но кто выбирал зал? Было ли это протокольной ошибкой или так задумывалось по сценарию? – спрашивает в "Квирис палитра" (24-30.06) эксперт Гия Хухашвили.
Все газеты, в принципе, склонны прямо или косвенно считать случившееся провокацией. Причем, как полагают, сам Гаврилов вряд ли был в курсе. Тем более, не представлял к каким серьезным межгосударственным последствиям это приведет.
"Резонанси" (25.06) выражает опасение по поводу дополнительных мер к уже объявленным – запрету авиаперелетов и сокращению туристического потока из России в Грузию. Аналитик Вахтанг Маисая не исключает, что ими может стать выдворение этнических грузин, ограничения на банковские переводы и т.д. И опять запрет на грузинские вина, - вторит ему бывший министр иностранных дел Ираклий Менагаришвили.
Правда, никаких новых сигналов из Москвы пока не последовало. А курс национальной валюты – лари, даже немного стабилизировался. Но, тем не менее, кто стоял за провокацией?
Подозреваемых много, и мнения газет разделились. "Квирис палитра" намекает на "русский след". Ей категорически возражает "Грузия и мир" (22-28.06). За пару дней до Гаврилова в Тбилиси побывал Майкл Карпентер – советник бывшего вице-президента США Джо Байдена. Он публично выразил в социальной сети недовольство стремительно нарастающим потоком российских туристов и предостерег грузинское руководство от "вероятных опасных последствий".
Была ли ночь с 20 на 21 июня Варфоломеевской?
Вопрос не праздный. К тому же "Ахали таоба" не спрашивает – она утверждает (26.06). А в "Резонанси" (24.06) депутат от "Мечты" Гия Вольский признает: превышение силы действительно имело место. Другое дело, в чем это выразилось и кто несет ответственность? Когда правящая партия легко рассталась с Ираклием Кобахидзе на посту председателя парламента, никто на это особенно не отреагировал. Однако иное дело министр внутренних дел Георгий Гахария.
Его, как стало понятно, так просто не сдадут. Даже несмотря на недоброжелателей в самой правящей партии – так утверждает "Ахали таоба" (27.06). По мнению газеты, сегодня в проведении расследования событий той роковой ночи заинтересован только сам Гахария.
Некоторые издания вообще приравнивают его поведение едва ли не к подвигу. "Если б у Звиада Гамсахурдиа был такой министр внутренних дел, как Гахария, сегодня бы в Грузии правило национальное правительство", - уверена "Асавал-Дасавали". Газета утверждает, что 20 июня в Тбилиси был мятеж. И причастных она ищет не только среди политиков - одним из первых назван опальный банкир Мамука Хазарадзе.
А "Квирис палитра" (24.06) устами лидера "Грузинского марша" Сандро Брегадзе заявляет, что представители радикальной оппозиции даже успели распределить между собой ключевые посты: Угулава – премьер, Бокерия – министр внутренних дел, Мелия – министр обороны. Непонятно только, что за место отводилось Михаилу Саакашвили? Вряд ли бесправного по Конституции президента страны.
Хотя кто знает?! Политолог Рамаз Сакварелидзе подозревает ("Резонанси", 26.06), что Саакашвили готов сейчас на все – из Украины, где против него начался процесс, ему надо срочно бежать. При этом "Асавал-Даасавали" озвучивает конкретный план экс-президента. Зная, что выборами к власти не прийти, он задумал предпринять повторную попытку "цветной революции". А затем одержать "убедительную" победу на парламентских выборах.
О чем поведал нам тбилисский "Марш свободы" >>
Может быть, это бы и походило на правду, вот только история и общество не любят примитивных повторов.
"Нулевая мышеловка"
Так назвала "Резонанси" (25.06) уступку, на которую действующая власть пошла одновременно с согласием провести очередные парламентские выборы по пропорциональной системе. Речь о ликвидации избирательного порога для политических партий. В новых условиях, если они будут утверждены, маленькие оппозиционные партии получают реальную возможность пройти в парламент. Для этого, как подсчитали эксперты, в условиях Грузии им необходимо набрать примерно 12-14 тысяч голосов избирателей. Что вполне реально.
Почему же мышеловка? Да потому что, как подозревает газета, у власти появится возможность создать и ввести в парламент несколько крошечных сателлитных партий. Впрочем, добавляет она, Иванишвили, при желании, легко может проделать аналогичный трюк и с 3-процентыми партиями. А вот крупным оппозиционерам в этом случае действительно придется туго.
Иванишвили хочет мошенническим путем сохранить власть! - в "праведном" порыве возмущается повторно испеченный политик Ираклий Окруашвили ("Ахали таоба", 25.06). Подобное же мнение, но в более наукообразной форме, разделяет в этом же номере политолог Сосо Цинцадзе: нулевой барьер означает комплектование парламента маргиналами. Впрочем, подобная практика уже существовала в Грузии в 90-е годы, и ряд политиков считает ее в нынешних условиях актуальной.
Оппозиция призывает власти к диалогу по пропорциональным выборам >>
Третья сила в Грузии не сформировалась. Молодежи, которая в эти дни протестует на Руставели, никто власть не отдаст, - уверен все тот же Сандро Брегадзе ("Ахали таоба", 24.06). А представителей традиционной оппозиции протестующие с митинга погнали: не дали выступить Григолу Вашадзе и забросали бутылками Гиги Угулава ("Резонанси", 24.06).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции