В их числе и болельщики сборной Грузии, которая в пятый раз подряд сыграет на Кубке мира. Наша команда попала в группу "D", где ее соперниками станут сборные Австралии, Уэльса, Фиджи и Уругвая.
О перспективах нашей национальной команды на чемпионате мира и не только, о становлении регби в Грузии, Sputnik Грузия пообщался со спортивным журналистом, экспертом по регби Славой Гаспаровым.
- За счет чего регби в Грузии получило такой толчок и такое развитие, хотя бы на фоне футбола?
- У этого много факторов. Начнем хотя бы с персонала и публики, которая задействована в футболе и в регби. Если сравнить личностно, то люди отличаются друг от друга.
- Руководство или сами спортсмены?
- И игроки, и руководство, и тренеры. Есть ментальные отличия. Во-первых, в футболе крутятся огромные деньги, которые, прямо скажем, извращают и портят все. В регби таких денег нет. Лучшие регбисты в мире получают от одного до двух миллионов долларов в год – это максимум.
- Это грузинские легионеры?
- Нет, речь идет о звездах мирового уровня – новозеландцах, австралийцах. Они получают такие суммы. Для некоторых футболистов это недельная зарплата. Что касается грузинских регбистов, то они получают, конечно, гораздо меньше. По неофициальным данным, наши лучшие игроки зарабатывают порядка 300 тысяч долларов в год. Так что, как видите, цифры в футболе и в регби несопоставимые.
- То есть можно сказать, что деньги не испортили регби?
- Да, так и есть. Деньги не испортили игроков и их отношение к игре. В регби нет такого уровня коррупции, какой прослеживается в футболе.
А насчет "взрыва" в регби, я думаю, это исходит из национальной ментальности и генетической предрасположенности грузин к регби. Ведь регби, по сути, включает в себя элементы борьбы и футбола, который тоже очень подошел грузинам. То есть получилась компиляция элементов борьбы с добавлением в игру мяча. Почему сильна грузинская схватка и почему она одна из лучших в мире? Генетически, если сравнивать с европейцами, грузины имеют более широкие бедра, более мощные ноги и более мощный торс. Грубо говоря – у грузин более короткие ноги и поэтому они более устойчивые, скажем, если сравнивать с испанцами, итальянцами, французами и британцами. Они более длинноногие и поэтому бегают быстрее. То есть они берут скоростью, с мы - схваткой и борьбой. Так что, можно сказать, что регби сидит у нас в крови – бороться всей командой за победу. Ведь регби – это самая командная игра в мире. Играют 15 на 15 человек – такого нет ни в одном виде спорта.
- Почему в Грузии регби получило свое развитие после распада СССР, когда страна стала независимой?
- Регби не был популярен и развит во всем Советском Союзе. Только в некоторых городах и регионах – в Москве, в Красноярске, в Киеве, в Грузии, в Прибалтике. Больше нигде регби не пользовалось популярностью.
В Грузию регби в середине прошлого века завез Жак Аспикян – француз армянского происхождения. Создал команду, начал ее тренировать. А потом как-то получилось, что регби перебралось в Кутаиси и там появился клуб "Домостроительный комбинат", который потом стал называться "Строитель Кутаиси" и в конечном итоге перерос в "Айя". Команда стала чемпионом СССР. Спустя какое-то время чемпионство завоевал тбилисский "Локомотив" - речь идет о конце 80-х. Приблизительно в это время в Грузии начался настоящий бум регби. Многие родители стали отдавать своих детей на этот вид спорта. Хотя до этого основными направлениями были футбол и баскетбол.
- Можно сказать, что интерес к регби получился спонтанным?
- Не спонтанный – закономерный, потому что этот вид спорта очень подходит национальному характеру.
- Хорошо, поговорим о нынешней сборной Грузии. Команда уже в пятый раз подряд сыграет на ЧМ. Является ли эта сборная сильнейшей за все время участия?
- Трудно сказать. Вообще, неблагодарное занятие сравнивать команды разных образцов. Но сам Мамука Горгодзе в интервью мне сказал, что нынешнее поколение регбистов сильнее его поколения. Потому что сейчас сборная Грузии регулярно принимает участие в чемпионатах мира до 20 лет и занимает там 9-10 места, выигрывает чемпионат Европы среди 18-летних. Такого во времена Горгодзе не было. Это было непостижимо и недостижимо.
- Кстати, возвращение Горгодзе в сборную Грузии – это больше для поднятия боевого духа команды?
- Безусловно. Хотя такой игрок всегда полезен на поле, сколько бы ему лет ни было. Но харизмы Горгодзе, однозначно, недостает нынешней сборной Грузии. Причем капитан нашей команды Мераб Шарикадзе сейчас травмирован и, скорее всего, пропустит две стартовые игры ЧМ. Так, во всяком случае, говорят врачи. Получается, что в матчах против Уэльса и Уругвая наша сборная осталась без лидера, коим Шарикадзе, безусловно, является.
Но Горгодзе – это фигура совсем другого уровня, мирового. За ним команда пойдет и в огонь, и в воду. Несмотря на свои 35 лет Горгодзе находится в прекрасной форме, о чем свидетельствуют последние матчи в чемпионате Франции. Я могу сказать, что человек с авторитетом высшего класса.
- Он будет играть в стартовом составе или Хейг будет использовать его на заменах?
- Думаю, в старте. Но не во всех матчах. В Японию поехал 31 человек, то есть два полноценных состава. Уверен, будет ротация состава в зависимости от соперников. Я не знаю, как решит Хейг, но, как мне кажется, в играх против Фиджи и Уругвая, которые Грузия должна выиграть, будет максимально сильный состав. Если мы сможем обыграть этих соперников, то повторим результат прошлого Кубка мира – выйдем на третье место в группе и гарантируем себе участие в следующем ЧМ.
С Уэльсом и Австралией, которые находятся выше Грузии в мировом рейтинге, будет очень сложно. Валлийцы – действующие чемпионы Кубка шести наций, а Австралия – финалист прошлого чемпионата мира. Да и Фиджи сейчас заметно прогрессирует, так что в игре против островитян нам еще предстоит серьезно побороться за победу.
- Не складывается ощущения, что сборная Грузии как-то закисла? В Европе мы самые сильные, если отбросить Кубок шести наций, куда нас не пускают – не важно, по каким причинам; на ЧМ выигрываем два матча, но не выходим из группы. Такое впечатление, что топчемся на одном месте. Что дальше?
- А я не знаю, что дальше! Дальше – слово за Союзом регби и руководством организации. Это им решать. На этом уровне Грузия выиграла все, испытала все и перестает расти. Это уже очевидно. Хотя до этого прогресс был в геометрической прогрессии. Сейчас уже нет никакой конкуренции. Ни Румыния, ни Испания, ни Россия для нас не конкуренты, и получается, что мы топчемся на одном месте.
- Вполне логичный вопрос – почему же сборную Грузии не пускают в Кубок шести наций? Получается, что это единственный турнир, который может дать новый толчок развитию регби в стране. Нас туда упорно не пускают. Есть какие-то подводные течения?
- Нет, никаких подводных течений нет. Нам прямо говорят, что они не хотят нарушать сложившийся уклад. Мировым регби правит ирландская мафия, и они не хотят нарушать тот порядок, который приносит им огромные заработки по регбийным меркам. Кубок шести наций – это частный турнир, не проводящийся под эгидой World Rugby. Так сказать – ООО – Общество с Ограниченными Обязанностями.
- Получается, что это абсолютно коммерческий турнир?
- Конечно, так и есть. Скажем, один год Англия играет против Италии дома, а на следующий - в Италии, в Риме. Это дает возможность всей английской делегации поехать в Рим, отдохнуть, насладиться достопримечательностями, хорошо провести время и так далее. То же самое можно сказать об итальянцах, которые едут в Лондон. Или возьмем матч Шотландия – Франция. Визит в Эдинбург, потом визит в Париж. Эти страны привлекательны с коммерческой и с туристической точек зрения. Тбилиси, к сожалению, пока не может сравниться с Римом или Парижем.
Мы пытаемся доказать руководству Кубка шести наций, что у нас будут ходить на матчи такого уровня и стадионы всегда будут заполнены. Но пока ничего не получается. Взять хотя бы тест-матч Грузия-Шотландия, который был в конце августа. Это "мертвый" период для Тбилиси, он "вымирает". И все равно – 55-тысячная "Динамо Арена" была забита под завязку. В то же самое время бывает так, что в Риме на матч Италия-Шотландия приходит только 15 тысяч.
- Для организаторов заполняемость стадиона не является показателем?
- Нет, является, но до определенной степени. Цены на билеты у нас в Грузии и у них в Европе – несопоставимы. Там на матч минимальная цена за билет составляет 25 евро. Если перевести в нашу валюту, то получится больше 80 лари. За такие деньги хорошо если 10 тысяч придут на стадион. Понятно, что посещаемость резко сократится.
Если говорить очень прямо – руководство Кубка шести наций не хочет заморачиваться на какие-то телодвижения. Как, скажем, на "Уимблдоне" традиционно едят клубнику со сливками и играют в белой форме, и это происходит десятилетиями, так и здесь – традиции, которые всех устраивают.
- И ничего с этим нельзя поделать?
- Ну как сказать – вода камень точит. Постепенно намечаются какие-то сдвиги. Вот Шотландия согласилась на два тест-матча. Да, оба матча мы проиграли, но первый тайм игры на выезде был очень равным. Италия одолела нас с трудом, аргентинцам было не совсем просто. Нас постепенно начинают воспринимать как равных, как серьезного соперника. Но мы сталкиваемся с замкнутым кругом. Постоянно играя на том уровне, где мы находимся сейчас, мы не наберемся опыта для противостояний с мощными и сильными командами. А они, в свою очередь, не очень хотят играть со сборными, находящимися уровнем ниже. Вот такая история.
- Милтон Хейг, работавший с нашей сборной восемь лет, заявил, что после чемпионата мира покинет сборную Грузии. Чего стоит ожидать от нового наставника и кто он будет – грузин или иностранец?
- Думаю, что иностранец. Уровень игроков сборной Грузии на данный момент опережает уровень местных тренеров. Тогда должны быть тренеры уровня Мамуки Горгодзе. К сожалению, пока такой тренерской школы у нас нет. Но однозначно можно сказать, что мы растем.
Мне кажется, что новый тренер сборной Грузии должен быть выше уровнем, чем Хейг, который на этом поприще себя уже исчерпал. Он достиг своего предела. Когда он возглавил сборную Грузии, он был начинающим специалистом. Сейчас, по прошествии восьми лет, он значительно поднял свой авторитет и сделал себе карьеру. Надо признать, что он сумел вывести нашу команду на более высокий уровень. Может, сами игроки выросли, может, он их так воспитал, но, скорее всего, это плоды совместных усилий и труда. Именно поэтому, мы уже в пятый раз подряд сыграем на чемпионате мира.