Иногда родители слишком активно пытаются решить за молодых выбор их будущих половинок. При этом события могут легко выйти из-под чуткого контроля, и жизнь внесет свои коррективы.
Красный большой таз уже был наполнен до краев выжатыми тяжеленными свитерами. Гаяне приставила его к бедру и пошла на балкон вешать стирку. День был холодный и ветреный. Впрочем, в Вазисубани (район на окраине Тбилиси - прим. ред.) ветер не редкость. Проходя мимо кухни, мельком бросила взгляд на настенный отрывной календарь. На листке значилось 16 декабря 1993 года.
Вышла на балкон, начала вешать, глядь, а под ней, на четвертом этаже, Валида свое белоснежное постельное уже развесила. Валида - свой человек, ничего не скажет, если со свитеров Гаяне на ее белизну накапает, но не по-людски это. Гая перегнулась через перила и позвала соседку.
Через минуту снизу высунулась голова с собранными гулькой волосами на затылке и крупными золотыми серьгами.
- Доброе утро! Давай перевешивать, – предложила Гаяне. – Сто процентов закапаю.
Валида, уж до чего золотой характер у девочки, не стала бурчать, как Назико на третьем "Надо было думать, когда стирать!", а сдвинула палкой белье как можно дальше от проекции падения капель.
Потом Валида покричала снизу.
- Зайди ко мне, дело есть. Моих нет, спокойно посидим, чай попьем.
Гаяне не заставила себя долго упрашивать, быстро спустилась на этаж ниже. Момент упускать нельзя. У подруги обычно полный дом народа. Муж с тремя детьми-погодками.
Как удачно выйти замуж: невыдуманная история одной грузинки >>>
Дружба двух подруг была причиной шуток соседей. Там, недалеко, в Карабахе идет война, а тут в Тбилиси совсем другой колор армяно-азербайджанской дружбы.
У Валиды всегда чайник наготове, в центре стола стоит, рядом ее коронная пахлава. Гаяне печет не хуже, но с деньгами у нее напряженка. У учительницы младших классов финансы под расчет, да и что можно купить на зарплату в купонах. Впрочем, все это суета сует, когда у людей общие темы для разговора и к друг другу тянет просто так.
- Не знаю, что мне с Аминой делать, просто ума не приложу, - поделилась Валида, наливая заварку в чашку и подвигая подруге.
- А что, совсем никак никого не можешь найти? – посочувствовала Гаяне. Она была в курсе этой головоломки и прикидывала себе на будущее, что когда сама соберется замуж, то желательно, чтоб будущий муж не имел старших сестер. Еще та головная боль и главный риф семейной жизни.
В этом плане Валиде не повезло особенно по-крупному. У нее имелись помимо свекрови аж целых четыре золовки, и все они были намного старше невестки. Их следовало почитать, терпеть капризы и всячески стараться не отсвечивать на общих сборищах. Хорошо еще, что все они были замужем и устраивали сходняк раз десять в году. Иначе было бы особенно невмоготу.
"Соседи думают, что все со мной спят" - история тбилисского двора >>>
Месяц назад одна из золовок задала Валиде поистине нерешаемую задачу. Прислала из Гардабани свою 15-летнюю дочку Амину со строгим наказом – выдать замуж за городского и обязательно богатого азербайджанца.
Валида потеряла сон и покой. Срочно были перебраны все возможные варианты женихов, но у всех претендентов оказывался какой-то весомый минус. Мамед слишком стар для 15–летней, Ильхан не слишком богат, Рашид характер такой вонючий имеет – врагу не пожелаешь. Или не сложится у молодых жизнь по той или иной причине, кто будет виноват? Конечно, Валида. Она золовкиной дочке зла хотела. И не докажешь, что и в уме не имела, и старалась всячески, и ночи не спала от нервов.
Между тем, Амина была чудо как хороша. Глаза с поволокой, брови, еще не выщипанные (выщипывать можно только после замужества по неписаному правилу), как стрелы, вразлет с красивым изгибом, нос тонкий, породистый. Готовая звезда из турецкого сериала и даже лучше.
Девочка красила с утра глаза, делала маникюр и слонялась по дому без дела. Валида, естественно, не могла припахать к домашней работе племянницу, потому что это могло быть расценено немного по-другому той же бабушкой или дедом при инспекции. Прислали ребенка замуж выдать, а ее как Золушку используют. Стыд и срам. Недавно свекровь приехала из Гардабани с очередной проверкой и с собой приличный кусок мяса привезла и не поленилась еще и маленький пенек прихватила. Иначе как тушку разрубить? Валида с трудом сдержалась, чтоб не расхохотаться, но все ж не утерпела - показала пенек Гаяне для прикола.
Отпускать Амину гулять по городу одну тоже было немыслимое дело. Во-первых, она не знала Тбилиси, а во-вторых, к ней мог кто-то пристать.
Девочке только и оставалось делать разные прически и усаживаться у окна. Но кто увидит ее прелести снизу? Разве что прохожим понадобится цейсовский бинокль.
"У нас все только после свадьбы" - как моя подруга вышла замуж в Германии >>>
При этом мать Амины в неделю два раза звонила от соседки из Гардабани спросить, как дела, и высказывала Валиде разное, нелицеприятное.
- Почему до сих пор ты никого не нашла? Или не хочешь счастья моей дочери?
Валида краснела, терялась и начинала что-то путано объяснять, призывая Аллаха в свидетели, что пытается сделать все возможное, но все женихи в пределах досягаемости пока не вызывают восторга. Золовка раздраженно вешала трубку.
К святому делу поисков женихов были подключены соседи, и в том числе и Гаяне как особо публичный человек. Учительница младших классов с пятилетним стажем работы это тебе фигура не меньше участкового. Знает всех от и до, плюс семейные рифы своих подопечных.
Гаяне честно расшиблась в лепешку ради подруги. Созвала родительское собрание с официальной темой "Об итогах успеваемости в 3–б классе за первое полугодие", а в конце так, полушутя, полусерьезно пустила пробный шар.
- Уважаемые родители, нет ли среди ваших знакомых хороших женихов – азербайджанцев?
Публика зашевелилась. На лицах появились улыбки. А с задней парты на полном серьезе был задан вопрос:
- Для себя, что ли, ищете?
Гаяне срочно пришлось выруливать ситуацию и объяснять, что это она так, чисто из желания помочь.
Увы, не помогло и собрание.
- Гая, может, ты что придумаешь, - обратилась к гостье Валида. – Я так долго не выдержу. Боюсь сорваться. Ты понимаешь, что тогда будет.
Гаяне понимала, что будет полный швах. Без слов. Одним сердцем.
- Придумай что-нибудь. Какой-нибудь ход конем.
Гаяне обещала подумать. Пока допили чай, в голове мелькнуло.
- Ну-ка, позови Амину сюда. Есть у меня одна идея. Начинаем операцию "Обработка".
Валида, полностью доверяя подруге, позвала племянницу. Та зашла и робко села сбоку.
Гаяне напустила на себя важный вид и с высоты своих 26 лет тонко повела психологическую атаку на хрупкую психику подростка.
- Амина, ты что сидишь, глазами хлопаешь? Так и в старых девах остаться недолго. Время летит, не догонишь.
Валида при этом покраснела и закашлялась. Подруга–то сама пока незамужняя, но учит малявку, как будто третьего мужа только что выгнала.
Гаяне вошла в образ и продолжала развивать свою мысль.
- Амина, ты сама хоть кого-то любишь? Если тебе жениха не найдем, что с тобой будет?! Сама должна соображать, не маленькая.
Девочка захлопала накрашенными ресницами и вдруг заплакала. Две великовозрастные тети бросились ее утешать.
Со слезами и соплями вперемешку на свет выплыла любопытная информация.
- ... Я ... Акифа люблю... С соседней улицы... Очень... Но мама... сюда отправила... сказала, чтоб и думать о нем не могла... Говорит... за городского выходи...
Валида с Гаяне переглянулись. Это решало многие проблемы.
Гаяне взяла инициативу в свои руки и быстренько выяснила все от и до про того Акифа с соседней улицы. Семья так–сяк, но сам парень на года три старше Амины и с ума сходит по маленькой красавице и даже клялся в вечной любви за спортзалом в школе.
Гаяне пошла раскручивать клубок признаний дальше.
- Аба, давай сюда его соседей телефон! Я ему позвоню, и пусть срочно тебя ворует. Немедленно. А то в старых девах пропадешь как пить дать.
Длинные ресницы захлопали испуганно и тут же выдали номер тети Фариды в третьем доме от Акифа.
Через два дня Амина вдруг изъявила желание выйти за сахаром в соседний магазин. С ней Валида отправила в качестве телохранителя своего шестилетнего сына. Все произошло очень быстро. Акиф подхватил возлюбленную, посадил в машину и увез к себе домой...
Появление влюбленной парочки в Гардабани наделало много шуму. Родители Амины попытались протестовать, но поезд уже ушел. Акиф объявил новоиспеченным тестю и теще известную формулу при похищении.
- Была ваша, стала наша.
Золовка в сердцах позвонила Валиде, отругала за плохой контроль вверенного чада и бросила трубку. Валида перенесла это стоически, не прекословя и пререкаясь. Ибо известная истина "старших надо уважать" была накрепко вбита в ее мозговую подкорку.
Сегодня у Акифа и Амины четверо детей. Живут они по-прежнему в Гардабани и иногда вспоминают предприимчивую Гаяне, давшую им в свое время волшебный пендель. За свою любовь надо уметь бороться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции