Если слово "власть" перевести с грузинского дословно, получится нечто вроде "право руки". Причем, принципиален не дословный перевод, а именно слово "рука". Чья она и куда способна завести неоднозначные политические процессы в стране? В последнее время они перекинулись на сферы, с политикой напрямую, вроде бы, не связанные – на церковь и кино.
Как кому танцевать?
Главный инцидент произошел в пятницу вечером. "Левая" (конечно же, условно) оппозиция, блокировала входы кинотеатров в Тбилиси и Батуми, анонсировавших премьерный показ кинокартины Левана Акина "А потом мы танцевали". О фильме широкой публике было известно лишь то, что он представлен на "Оскара" и поднимает тему нетрадиционной любви.
"Задержано 11 человек!", крупно дала подзаголовок на первой полосе "Ахали таоба" (9-10.11). И хотя в результате эксцессов было арестовано гораздо больше людей, номер, видимо, опаздывал в печать, и дожидаться окончательных данных в редакции не стали. Добавим, что большинство печатных изданий в выходные вообще не выходит. А "Сакартвелос республика" в субботнем выпуске тему не осветила. То ли сочла несерьезной, то ли очень "кстати" оказалась неоперативной.
Между тем, принижать серьезность инцидента неразумно, потому что формально на почве искусства столкнулись две противоборствующие оппозиционные силы. Выходящая по понедельникам "Асавал-Дасавали" (04-10.11), кстати, заведомо предостерегла, что показом гей-фильма власть может спровоцировать новое 20 июня.
В итоге, эхо июньских событий действительно прокатилось, но наизнанку. Штурмовавшие парламент силы, на этот раз сами оказались в кинозале, уповая на защиту полиции и спецназа. Что дало повод бизнесмену Левану Васадзе, подающему себя борцом за здоровую мораль, заявить ("Ахали таоба"), что полиция опозорила Грузию на весь Кавказ. Естественно, намекая и на руководство.
Нино Сухишвили остается послом доброй воли ООН >>
В свою очередь, "Резонанси" накануне (08.11) озвучила позицию народного защитника Нино Ломджария, подчеркнувшей, что никто не вправе никому указывать, какой фильм снимать, демонстрировать или смотреть. С одной стороны, трудно не согласиться. Однако Дмитрий Лордкипанидзе обнаружил в действиях кинопроката признаки нарушения закона. Первый - порнографический контекст. Второй - картине присвоена категория, допускающая просмотр несовершеннолетними. Бывший депутат обратился с соответствующим заявлением в МВД.
Чем все закончится, пока неясно. Но кинематографом дело, похоже, не ограничится.
Осень Петре-арха
Так решила по-новому подать "Асавал-Дасавали" в своем последнем недельном выпуске уже обыгранное ранее название романа Габриэля Гарсиа Маркеса. Получилось довольно информативно и емко. Поскольку планы по низвержению Патриарха всея Грузии были сорваны, а одно из главных действующих лиц - митрополит Петре лишился сана, отказавшись покаяться в монастыре Шиомгвиме. Газета называет его одетым в анафору Саакашвили, напоминая, что в те времена именно он был главным фаворитом президента на патриарший трон.
Отголоски церковного скандала прослеживаются во всех изданиях. Подогревая угасающий интерес к событию, "Ахали таоба" (04.11) даже озвучивает мнение, будто Петре стал жертвой российской агентуры. Впрочем, большинство авторов разделяют позицию Тамар Чхеидзе, выразившей облегчение по поводу того, что не удалось вовлечь в кампанию против Илии II все общество.
Тем временем, аналитик Вахтанг Дзабирадзе уверен, что есть проблема, намного важнее той, покается или не покается владыка Петре. И связана она с ответом на вопрос, действительно ли имело место вмешательство власти в дела церкви ("Резонанси", 04.11). Неслучайно газеты активно обсуждают судьбу протоиерея Георгия Мамаладзе, осужденного за покушение на убийство.
Как известно, Синод обратился к Саломэ Зурабишвили с просьбой о его помиловании. "Помилует ли президент Георгия Мамаладзе?" - спрашивает "Резонанси" (05.11). И развивает эту мысль в последующем номере (07.11): по-видимому, властям нужны дополнительные гарантии того, что обретя свободу, протоиерей не сболтнет лишнего. Политолог Сосо Цинцадзе даже не исключает ("Ахали таоба", 04.11), что Синод лишь формально исполнил долг и на самом деле в помиловании не заинтересован.
"Я буду осторожна со своим решением" – президент о помиловании Мамаладзе >>
До конца скандал все еще не угас. "Резонанси" (05.11) намекает на опасность раскола в церкви. А один из лидеров Республиканской партии Давид Бердзенишвили (07.11) не исключает, что дело дойдет до Большого церковного Собора. "Хотят расколоть грузинскую церковь и Грузию", - выражает возмущение "Квирис палитра" (04-10.11). И цитирует Патриарха: "Берегите Родину и церковь - в них сила грузинской нации!".
Кто следующий?
Критика церкви подозрительно синхронно сочетается с нападками на власть. Причем, последние все больше обрастают элементами нервозности и поспешности. Иной раз даже принимают характер предостережения. "Чем раньше Иванишвили уйдет, тем лучше будет для него самого", - пишет в "Резонанси" (07.11) республиканец Паата Закареишвили.
У оппозиции вызывает протест даже благотворительность основателя "Грузинской мечты". "Если Иванишвили находит больше самореализации в благотворительности, пусть уйдет из политики", - делится "рекомендацией" аналитик Арчил Гамзардия ("Резонанси", 05.11).
Исключено, чтобы Запад дал разрешение оставить "Мечту" на третий срок, - считает гражданский активист Ладо Садгобелашвили ("Ахали таоба", 06.11). В принципе, Запад, возможно, действительно хотел бы занять такую позицию, однако Вахтанг Дзабирадзе (09-10.11) уверен, что, оставшись один на один, "Мечта" наверняка обыграет националов.
А с третьей силой по-прежнему проблемы. О Мамуке Хазарадзе газеты пишут заметно реже. "Асавал-Дасавали" беззастенчиво подчеркивает, что такие как он стали "успешными" исключительно в результате дикой "прихватизации" 90-х годов. И в этот же список, между прочим, включает Михаила Саакашвили, который перед своими последними парламентскими выборами широко развернул кампанию "Улыбающаяся Грузия".
Напомним, Саакашвили пообещал всем гражданам, кому за 50, бесплатно вставлять зубные протезы. В Чиатура он даже приступил к практическому осуществлению этой инициативы, успев удалить некоторым пациентам больные зубы. Затем выборы все-таки проиграл и кампанию закрыл.
А оставшимся без зубов чиатурцам посоветовал обращаться к Иванишвили…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции